"Эту песню не задушишь, не убьешь", или "Криворжсталь" снова приватизируют? [ Редагувати ]

Казалось бы, с показательно прозрачной продажей "Криворожстали" полгода тому назад все разговоры о реприватизации должны были прекратиться. Даже их отголоски в период предвыборной кампании воспринимались лишь как эхо Оранжевой революции; да и мало ли о чем говорят политики, пытаясь удержаться или прийти во власть? Однако в начале мая старая песня о главном металлургическом комбинате страны вновь попала в ротацию всех информационных агентств. На этот раз - с подачи главы Фонда госимущества Валентины Семенюк.
А ведь вас предупреждали...
Весть о том, что ФГИ намерен обратиться в суд с иском о разрыве договора купли-продажи 93,02%-ного пакета акций ОАО "Криворожсталь" мгновенно облетела все новостные ресурсы. Шутка ли: может быть расторгнута самая крупная в истории Украины сделка по продаже государственного предприятия! Да еще во второй раз... Причина - невыполнение компанией-покупателем Mittal Steel Germany GmbH своих инвестобязательств. Пока что ФГИ дал индийцу Лакшми Митталу 30 дней, чтобы его менеджеры смогли решить существующие проблемы.
А проблем много. "Подробности" уже писали об имеющихся между собственником и трудовым коллективом разногласиях: о недоплате "тринадцатой" зарплаты, об обеспечении похорон умершего сотрудника или пенсионера предприятия, о существенном сокращении финансирования работ по природоохранному и экологическому направлениям и о многом другом. Кроме того, недовольной приходом Mittal Steel оказалась и часть отечественных металлоторговцев. Особенно в свете того, что гендиректор "Миттал Стил Кривой Рог" Нарэндра Чодери заявил, что планирует отказаться от услуг посредников при сбыте продукции комбината и перейти на прямые контракты с потребителями. Как заявила Украинская ассоциация металлоторговцев (УАМ), такой отказ руководства меткомбината, приведший к падению объемов реализации в Украине, расценивается как нарушение обязательств, взятых при приобретении акций "Криворожстали". Как видим, с тех пор ситуация не только не изменилась к лучшему, но даже наоборот: привела к конфликту "Миттал Стил" не только с профсоюзами и металлотрейдерами, но и с государством.
Но не стоит пенять только лишь на индийцев. Многие эксперты задолго до приснопамятного повторного конкурса по продаже "Криворожстали", где фаворитом считался как раз "Миттал Стил", предупреждали, что с приходом этой огромной корпорации на украинский рынок неприятностей не избежать. Они ссылались на печальный опыт поляков (на заводах, купленных Митталом, на 25% сократились расходы на ремонт предприятий, резко ухудшились условия труда и понизилась зарплата), чехов (продажа Митталу крупнейших сталелитейных заводов "Нова хут" и "Витковице" отразилась в первую очередь на зарплате персонала) и особенно казахов - в Караганде и Темиртау дошло до широкомасштабных акций протеста. "Рабочие комбината отмечают ужасные условия труда на предприятии, антисанитарию. Нормой стали издевательство, хамство и вседозволенность в отношении граждан Казахстана со стороны пришлых", - вот как описывалась ситуация в запросе депутата казахского парламента Абылкасымова к премьер-министру страны. Тем не менее, решение о продаже "Криворожстали" было принято украинской властью на наивысшем уровне, а затем и реализовано в прямом эфире национального телевидения.
На грани фола
Со своей стороны "Миттал Стил" в первые месяцы после повторной приватизации флагмана отечественной металлургии неустанно заявлял, что выполнит все-все-все инвестобязательства. Время шло; довольное собой правительство затыкало полученными миллиардами бюджетные дыры, иностранные инвесторы как и раньше не спешили вкладывать в Украину деньги, "Миттал" получал первые барыши, а его менеджеры об обязательствах говорили все меньше и меньше. Зато все больше появлялось критических отзывов о методах работы транснационального металлургического гиганта.
Пиарщики "Миттал Стил" из "PBN Соmpanу" не заставили себя долго ждать с ответом: мол, 90% таких материалов - это банальная "заказуха". По словам вице-президента этой компании Мирона Васылыка, "все, что делает Mittal Steel в металлургической отрасли, нацелено на экономическую эффективность, эффективное использование имеющихся ресурсов..." Если перевести эту фразу на нормальный, понятный любому человеку язык, то это будет означать приблизительно следующее: абсолютная минимизация расходов плюс получение максимально возможной прибыли. На практике это означает свертывание социальной составляющей в расходах предприятия, сокращение персонала, экономия на оплате нелегкого труда работников - в общем, сокращение трат на все те программы, выписанные в 19 пунктах договора купли-продажи ОАО "Криворожсталь" от 28 октября 2005 года. А это ежегодные программы оздоровления трудящихся комбината и членов их семей; строительства жилых домов и бесплатной передачи жилья работникам предприятия, которые стоят на квартирном учете; создания поликлиники для проведения профосмотров и лечения работников металлургического и коксохимического производств и шахтоуправления. И так далее, и тому подобное.
Как считают в "Миттал Стил", у них есть достаточно оснований для таких действий. Во-первых, это намечающийся где-то на 2007-2008 год кризис мирового рынка металлопродукции, во время которого ожидается обвал цен на сталь. Причиной спада станет Китай, который сейчас форсированными 25%-ными темпами наращивает производство железа. Соответственно, пока этого не случилось, "Миттал" пытается выдавить из "Криворожстали" всю возможную на сегодня прибыль. Во-вторых, это обязательство в течение ближайших 5 лет обеспечивать доход (выручку) от реализации товаров, работ и услуг в размере не ниже 9,5 миллиардов гривен в год. Сделать это в условиях довольно динамичного рынка металла очень нелегко, а не сделать - значить не выполнить инвестобязательства в той их части, которая на порядок важнее, чем "какое-то там" повышение зарплаты.
С другой стороны, в "Миттале" прекрасно знали, на что они идут, соглашаясь на социальный пакет, общей стоимостью едва ли меньше, чем сумма, уплаченная за сам комбинат. Думается, господин Лакшми Миттал хорошо понимал, что удовлетворить требования договора купли-продажи на все 100% - это "миссия невыполнима". Но желание заполучить в свою корону украинскую металлургическую жемчужину оказалось сильнее. А значит индийцы заранее решили, что будут экономить на "социалке" везде, где это будет возможно, и даже там, где это сделать, казалось бы, практически нереально. И было бы крайне наивно полагать, что, решаясь на подобную игру на грани фола, Миттал не просчитал возможности давления на него со стороны Фонда госимущества.
Инвестиционный тупик
Вряд ли нарочито строгое заявление Семенюк стало для "Миттал Стил" неожиданностью. Зато для других иностранных инвесторов, не таких крупных, оно явилось громом среди начавшего было яснеть украинского инвестиционного неба. В случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, широкого резонанса и, следовательно, огромного негативного эффекта для отечественной экономики избежать не удастся. И это при том, что Украина до сих пор пожинает плоды прошлогодней реприватизационной деятельности наших правительств.
Динамика притока прямых иностранных инвестиций, по мнению экспертов, будет значительным образом зависеть от приватизационной активности государства и в текущем году. В частности, некоторые компании уже положили глаз на "Укртелеком", Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР), "Лугансктепловоз", северодонецкий "Азота"... Но даже если все эти предприятия будут выгодно проданы, ожидается некоторое снижение прироста прямых иностранных инвестиций по сравнению с 2005 годом. По словам начальника Отдела аналитических исследований "Альфа-банка" (Украина) Александра Печерицына, "потенциальная привлекательность украинской экономики поддержит данный показатель на уровне 3,5 миллиардов долларов в 2006 году". Однако если ФГИ пойдет на прямой конфликт с "Миттал Стил" и предпримет попытку вернуть "Криворожсталь" в государственную собственность, этот показатель снизится на несколько порядков. А мечты об инвестиционной привлекательности Украины, которые все еще теплятся в сердцах некоторых отечественных экономистов и политиков, окончательно превратятся в прах.
Вероятно, на это во многом надеется Лакшми Миттал: дескать, если и не с Семенюк лично, то обходными путями с ФГИ удастся договориться, ведь любое нормальное государство не захочет устраивать очередной реприватизационный фарс, каким бы морально оправданным и законно обоснованным он ни был. Не менее весомым аргументом для Украины будет и необходимость найти где-то 24 миллиарда гривен, чтобы вернуть их "Миттал Стил". Это вам не 4,5 миллиарда, которые возвратили Ахметову и Пинчуку. Очень сомнительно, что возможный новый владелец украинского комбината согласится выложить за него такие деньги, не имея гарантий, что через год-два кому-нибудь не взбредет в голову перепродать "Криворожсталь" четвертый, а то и пятый раз. Оставить предприятие в госсобственности, как того хотела бы Валентина Петровна, - тоже не выход. Комбинат крайне нуждается в сотнях миллионов долларов на обновление производства, государству их взять будет неоткуда, а на старых домнах долго не протянешь, да и 56 тысяч работников вряд ли снимут свои требования по увеличению зарплаты.
Так что открытая война между ФГИ и "Миттал Стил" - это тупик, оказаться в котором, по большому счету, не хочет никто. Раз продали предприятие - значит учитесь договариваться с его собственником. Миттал - не ангел; "Миттал Стил" - не благотворительная организация; методы их работы далеко не безупречны. Однако интересы страны должны стоять выше желания показать свою принципиальность. При разумном подходе государство всегда сможет найти способ защитить свои интересы, а также интересы своих граждан. На то оно и государство, а не частная корпорация.