21 июля металлурги отмечают свой профессиональный праздник [ Редагувати ]

То, что на ялтинском саммите так много говорили именно об экономической составляющей деятельности ГУУАМ и о зоне свободной торговли, в общем-то, неудивительно.
Успешная борьба за рынки для своей продукции - основное условие выживания в современном мире для любой страны. И для новых государств, только нащупывающих свою нишу в международном разделении труда, в особенности. Это хорошо знают украинские металлурги, которые сегодня, 21 июля, отмечают свой профессиональный праздник.
Горно-металлургический комплекс стал своеобразным локомотивом, вытащившим экономику Украины из кризиса начала 90-х. Для того, чтобы не потерять темпы развития и в первую очередь зарубежных покупателей, с 1999 по 2001 год лет проводился эксперимент. В частности, для предприятий отрасли был введён специальный режим налогообложения.
Итоги подводили на 2 съезде работников отрасли. В Днепропетровск прибыл и Президент. По его словам, эксперимент сработал, но в полной мере не оправдал всех надежд, которые на него возлагали. Зависимость отрасли от внешней конъюнктуры снизить не удалось. Значительная часть продукции по-прежнему экспортируется по заниженным ценам в офшорные зоны, затем продаётся по мировым ценам, а разница остается в офшоре.
В результате - многочисленные обвинения украинских производителей в демпинге, и потеря части американского и российского рынков. Схема, по которой работают металлурги, нуждается в серьёзной корректировке.
Горно-металлургический комплекс Украины сейчас дает более 25% внутреннего валового продукта и 42% валютных поступлений. Это неудивительно, ведь на экспорт идет три четверти продукции ГМК. По сути, отрасль - крупнейший валютный донор государства. Правда, ориентация на экспорт приводит к тому, что украинская металлургия слишком зависит от конъюнктуры мирового рынка стали.
Перепроизводство металла заставляет развитые страны защищать внутренние рынки с помощью антидемпинговых расследований и торговых ограничений, от которых страдают не только металлурги, но и другие украинские экспортеры. И если бы дело было только в происках конкурентов. Схемы, использующиеся некоторыми отечественными негоциантами, вызывают вопросы и у руководства Украины.
Леонид Кучма, президент Украины: "Я ж знаю, як на експорт йде метал: все постачається в офшорну зону, а там перепродається - собі ж. А різниця залишається в офшорний зони. Можливо, нижчими цинами треба підтримувати вітчизняного, а не іноземного споживача металу".
Экспортные цены на металл действительно зачастую в полтора-два раза ниже внутренних. Хотя, как показывает практика, подобная дискриминация не объясняется экономической целесообразностью.
К примеру, комбинат "Криворожсталь", который ежемесячно продает за границу продукции на 75 миллионов долларов США, не делает различия между отечественным и зарубежным покупателем. При этом и в демпинге КМК не обвинишь: металл комбината реализуется по ценам, которые на 10% выше российских.
Но даже в таких случаях "зацикливаться" на экспорте нельзя. Правда, чтобы продавать продукцию внутри страны, нужен платежеспособный покупатель. Поэтому металлурги надеются на государственную поддержку машиностроительных предприятий. И действенные меры в отношении монополистов - ведь цены на коксующийся уголь и тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются совсем не рыночным путём. Как и стоимость электроэнергии. Очередной скачок цен способен свести на нет все положительные изменения последних лет. Подобное уже произошло в 2001 году, и результат оказался плачевным.
Анатолий Сокуренко, генеральный директор КГГМК "Криворожсталь": "Если в 2000 году прибыль была 1 миллиард 99 миллионов, то в 2001 - 763 миллиона. Почему снизилась? Потому что тарифы и на железнодорожные перевозки, и на электричество, газ - все повысилось. Все это комом повлекло рост цен на все материальные ресурсы - сырье, материалы. Ни в коем случае нельзя повышать цены. Мы можем выйти на нулевую рентабельность и стать убыточными".
Ну и, конечно, самый острый вопрос - невозврат НДС.
Вадим Гуров, первый заместитель председателя комитета промышленной политики ВР, бывший начальник производства КГГМК "Криворожсталь": "Невозврат НДС - это кощунство. Допустим, такой комбинат, как "Криворожсталь" - это 25% всего производства Украины, он имеет невозврат 350 миллионов. Это оборотный фонд".
Еще одна проблема - отсутствие государственного регулирования рынка черных металлов. В основном лом вывозится все туда же - за границу. А отечественный производитель сидит на голодном пайке и снижает объемы производства.
Металлургов волнует не только собственная выгода, но и судьба всего производственного комплекса. Они прекрасно понимают, что развивать внутренний рынок нужно, и экспортировать лучше не полуфабрикаты, а готовый продукт, а уж технологическая перестройка производства - просто насущная необходимость.
Куда же годится, что в Украине только 18% стали выплавляется способом непрерывной разливки, тогда как в развитых странах этот показатель держится на уровне 90%?
Владимир Бойко, народный депутат Украины: "На 300 лет запасов железной руды, уголь свой, все есть для ферросплавного производства, можно жить и развиваться нормально, и самое главное, развивать внутренний рынок. У нас самое низкое потребление металла в мире, а были ж на высоте, у нас же высокие технологии!"
По итогам работы, съезд принял резолюцию о необходимости остановить рост тарифов на энергоносители и снизить цены железнодорожные перевозки не менее, чем на 10%. Пойдет ли на это правительство, и каков будет новый Закон "О программе развития и реформирования горно-металлургического комплекса", мы узнаем уже к концу 2002 года.