Arcelor-Mittal: Для Украины денег нет [ Редагувати ]

Лакшми Миттал таки добился своего: 30 июня, если не случится чего-то из ряда вон выходящего, произойдет слияние двух крупнейших металлургических компаний мира - Mittal Steel и Arcelor. В битве за люксембургский концерн Mittal обошел российскую "Северсталь", возглавляемую Алексеем Мордашевым. Для Украины эта "сделка века" не сулит ничего хорошего.
Сообразили на троих
Когда в январе сего года компания Mittal Steel собралась купить Arcelor за 20 миллиардов долларов, ничто не говорило о том, что это предложение положит начало драматической эпопее, которая растянется почти на полгода. Ведь сначала все происходило по стандартной для Mittal схеме: расширение через поглощение конкурента. Так было на заре становления империи Лакшми Миттала, когда скупались металлургические компании в Индонезии, Тринидаде и Тобаго и Южной Африке. Так было и в период ее стремительного развития, когда приобретались предприятия в Казахстане, Румынии и Польше. Так продолжилось и во времена ее процветания, когда Mittal поглотила International Steel Group (США) в конце 2004 года. Планировалось, что так будет и сейчас с Arcelor. Даже тогда, когда индийско-британский гигант имеет серьезные проблемы, пытаясь преодолеть последствия перманентного расширения и рассчитаться с долгами за последние свои приобретения.
Но руководство Arcelor, поддержанное правительствами некоторых европейских государств (наиболее активно - французским), рассудило иначе. Глава правления компании Ги Долле начал переговоры с российским олигархом Алексеем Мордашевым о слиянии Arcelor и "Северстали". По ходу дела Миттал не раз улучшал свое предложение, но неизменно получал отказ. Тем временем, Долле и Мордашев вроде бы обо всем договорились и даже подписали какой-то контракт. Происходило это на фоне жесткой критики действий высшего менеджмента Arcelor акционерами компании, недовольных непрозрачностью сделки с "Северсталью", а также тем, что их мнение Долле не учитывалось. В конце концов протесты акционеров, а также последнее предложение Mittal Steel (33,8 миллиарда долларов, в том числе около 8,5 миллиардов - наличными, за 43,5% акций создаваемого гиганта), заставили Arcelor отказать Мордашеву и принять условия Миттала. Последнее слово - и оно наверняка будет "да" - остается сказать собранию акционеров, намеченному на 30 июня.
Действия Arcelor, на первый взгляд непоследовательные и хаотичные, на самом деле могут быть четкой реализацией многоходового плана по сохранению самостоятельности компании. Дело в том, что изначально Mittal собирался полностью захватить контроль над люксембургским концерном. Теперь же индийцам принадлежит чуть более 40% акций, и они не имеют права увеличивать свою долю на протяжении ближайших пяти лет. Так что вся история с привлечением "Северстали" вполне могла быть искусно разыгранным спектаклем с целью заставить Mittal заплатить больше за меньшую долю. Грубо говоря, Ги Долле "прокатил" Мордашева и раскрутил Миттала на лишний десяток миллиардов "зеленых".
Как бы там ни было, но Arcelor-Mittal станет на мировом металлургическом рынке безусловным лидером; доля продукции этого концерна составит 10% рынка. Одновременно перекрывается дорога на европейский рынок поднимающейся на ноги российской металлургии - кому там нужны новые и агрессивные конкуренты? Мордашев, правда, обещает бороться за Arcelor и дальше, возможно даже, что в судах. Не исключено, что с помощью Романа Абрамовича. Губернатор Чукотки готов финансировать повышение предложения Мордашова при одном условии: если сделка с Arcelor не состоится, Абрамович войдет в капитал "Северстали". Думается, Мордашев семь раз (это как минимум!) подумает, стоит ли так рисковать, ведь в конце концов можно вообще остаться у разбитого корыта. Да и в судах он вряд ли сумеет добиться отмены "сделки века". Так что, наверное, придется удовлетвориться "жалкими" 140 миллионами евро неустойки за разрыв контракта с Arcelor.
Митталу не до Украины
Слияние Mittal Steel и Arcelor из-за своих масштабов и глобализации мировой экономики будет иметь последствия и для Украины. Напомним, сумма сделки составляет 33,8 миллиарда долларов, из них 8,5 миллиардов Mittal заплатит "живыми" деньгами, а остальное - акциями. Поскольку акций у Mittal много, с ними проблем возникнуть не должно. А вот 8,5 миллиардов "баксов" наличными - это огромные деньги. Даже корпорация Лакшми Миттала не в состоянии самостоятельно собрать такую сумму - годовая прибыль индийско-британского металлургического гиганта оценивается в 5,3-5,7 миллиардов долларов. Это значит, что будут привлечены значительные кредитные средства. А еще - что Mittal будет экономить везде и на всем. Включая и украинский комбинат "Криворожсталь".
"Подробности" уже писали о невыполнении компанией Mittal социальных обязательств, взятых на себя при покупке "жемчужины украинской металлургии". В свете вышеописанных обстоятельств можно констатировать, что ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Митталовский менеджмент известен своим желанием и - что более важно - способностью сокращать расходы компании. Загвоздка в том, что делать это им удается преимущественно за счет урезания издержек именно на социальные нужды. С этим связана еще одна проблема корпорации Mittal Steel. Дело в том, что практически все освободившиеся таким образом средства компания пускает на поглощение конкурентов и покупку новых производственных мощностей. Но эти "новые" мощности на самом деле - старые и поэтому относительно дешевые предприятия преимущественно в странах "третьего мира". Вот и получается, что крупнейший в мире производитель стали выпускает около 60 миллионов тонн стали в год на разбросанных по всей Земле антикварных мощностях. Большинство этих заводов настоятельно требуют инвестиций, но средств на это у корпорации попросту нет.
Отсюда вывод: "Криворожстали" капитальная модернизация в обозримом будущем не светит, так же как не светит украинским рабочим полноценное выполнение Mittal своих инвестобязательств. Но тем, кто хотел бы на подобных основаниях вернуть "Криворожсталь" в государственную собственность или перепродать ее в третий раз, радоваться рано. Дело в том, что в договоре купли-продажи юристы Mittal нашли достаточно неоднозначных формулировок, которые могут трактоваться - и трактуются - по-разному государством и собственником предприятия. Как следствие, наблюдаем полное игнорирование требований Фонда госимущества со стороны Mittal и констатируем полное отсутствие каких-либо рычагов влияния государства на эту компанию.
Следует также помнить, что еще 16 мая сего года Mittal Steel торжественно отправил президенту и правительству Украины свои предложения относительно достройки Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР). Тем самым нынешний собственник "Криворожстали" создал атмосферу конкуренции за право завершить крупнейший отечественный долгострой, так как двумя месяцами раньше свои предложения Кабмину по достройке данного объекта представил консорциум украинской "Смарт-групп" и российского "Металлоинвеста". Предложение Mittal предполагает создание совместного предприятия с участием государства и инвестирование в объект 800 миллионов долларов. Характерно, что о размере доли государства Mittal готов говорить "только по итогам переговоров с правительством". С другой стороны, российско-украинский консорциум собирается вложить в СП 400 миллионов долларов и при этом оставить контрольную долю за государством.
Впрочем, в способности Mittal достроить украинский комбинат в принципе никто не сомневается. Равно как и в способности выполнить свои инвестобязательства по "Криворожстали". Вопрос только в том, когда это произойдет. Ведь сейчас Arcelor-Mittal просто не до того.