FT: Разговоры о НАТО вносят раскол в общество [ Редагувати ]

Как и во всем, что касается Украины, мнения лидеров страны по поводу недавнего саммита НАТО в Бухаресте разделились.
Киев заверили на встрече, что Украину в будущем примут в НАТО, но его заявка на присоединение к Программе действий по вступлению (MAP) была отклонена с обещанием пересмотреть вопрос в конце года.
Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, прозападный президент и премьер-министр, сделали упор на получении обещания принятия в НАТО, увидев в нем шаг к интеграции Украины с Западом посредством членства в НАТО и ЕС.
"Это историческое решение, – отметил Ющенко в Бухаресте. – Это наша победа, потому что этим документом все 26 союзников подтвердили свое решение, которое мы все согласовали сегодня, что эти страны (Украина и Грузия) станут союзниками".
Но Виктор Янукович, пророссийски ориентированный лидер оппозиционной Партии регионов, сделал акцент на отказе НАТО включить Украину в план MAP. Он приветствовал это решение, отметив, что сохранение нейтралитета соответствует национальным интересам Украины.
Бывший помощник президента и глава Евро-Атлантического Университета Олег Рыбачук отмечает: "Есть две крайности. Для президента и его секретариата решение по НАТО превысило наши ожидания. Для Партии регионов это решение – просто "нет" от НАТО. По моему мнению, стране дали зеленый свет в Бухаресте, но руководство получило предупреждение по поводу своего отношения к вопросу".
Заявка Украины на вступление в НАТО поднимает болезненные внутренние и международные вопросы. Внутри страны большинство украинцев поддерживает будущее вступление в ЕС, но скептически относится к вступлению в НАТО. По данным опросов общественного мнения, около 60% населения против вступления в НАТО, а 20% – за вступление. Но сторонники вступления в НАТО утверждают, что все изменится, как только украинцы получат больше информации. В этом году правительство утроило расходы на информирование по вопросам НАТО, доведя их до 10 миллионов гривен (2 миллиона долларов). Григорий Немирия, заместитель премьер-министра по вопросам европейской и международной интеграции, отмечает: "Некоторые политики в прошлом с большой неохотой обсуждали вопрос НАТО во время своих кампаний. Теперь это неизбежно".
Однако из-за политических разногласий пронатовское лобби постоянно сталкивается с затруднениями в продвижении идеи вступления. Ясно, что если Януковичу в будущем удастся вернуться к власти, он заблокирует прогресс, что он и сделал, будучи премьер-министром в 2006 году. Ющенко и Тимошенко согласны на вступление, но расходятся по другим вопросам, что затрудняет процесс координации. Западные дипломаты утверждают, что их разногласия препятствовали выполнению существующих соглашений Украины о сотрудничестве.
Россия имеет большой вес на международном уровне. Кремль настроен решительно против заявки Украины. Большинство россиян рассматривают ее как предательство. Президент Владимир Путин заявил, что, если военные установки НАТО когда-нибудь появятся в Украине, Москва нацелит в Украину свои ракеты. То же самое говорят его генералы. НАТО настаивает, что у Москвы нет права вето на будущее расширение – не больше, чем в прошлом. Но Германия и Франция, выступившие против плана MAP для Украины и Грузии, поступили так отчасти из страха спровоцировать Кремль. Россия все больше стремится к восстановлению своей власти в регионе, и по-прежнему неясно, сможет ли альянс достигнуть соглашения по MAP в этом году.
Рыбачук обеспокоен антиукраинской пропагандой, исходящей от Москвы, в особенности изображением украинцев как "фашистов". Однако, по его словам, для украинских сторонников вступления в НАТО есть свои преимущества в бряцании России оружием, потому что чем сильнее угрозы, тем легче будет заручиться внутри страны поддержкой вступления в НАТО. Бывший президент Леонид Кравчук, ранее выступавший против вступления, недавно резко поменял свои взгляды в пользу пронатовской кампании. Немирия прямо сказал: "Ни у кого не должно быть права вето, прямого или косвенного, на суверенный демократический выбор Украины".
Вместе с тем страна продвигает другие элементы международной интеграции, начиная со Всемирной торговой организации (ВТО), в которую она вступает в этом месяце. Сменяющиеся правительства медленно преодолевали внутреннее протекционистское лобби, но членство становится реальностью. Вступление в ВТО, как ожидается, будет способствовать развитию торговли, инвестиций и росту ВВП и откроет дорогу к переговорам по поводу соглашения о свободной торговле с ЕС. Украина сосредоточится на экономической интеграции и надеется, что, по словам Немирии, это станет "катализатором для будущей политической интеграции" в ЕС.
Для Немирии евро-атлантическая интеграция является вопросом внутренней политики в не меньше степени, чем внешней. Он отмечает: "Страны меняются изнутри. Изменения в государстве наших масштабов всегда будут носить ограниченный характер. Создание устойчивого импульса к изменениям, который сработает, – это дело граждан и правительства страны".