Корабль-импичмент [ Редагувати ]

Большой куш
Захват судна Faina с украинским вооружением, предназначенным для Кении, многими экспертами расценивается как чей-то заказ. Одним из первых такую версию высказал главный редактор авторитетного специализированного российского издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко. По его словам, сомалийские пираты в основном совершают нападение в Аденском заливе и на выходе из него, а не в Индийском океане, где был атакован корабль.
В принципе с ним согласны и украинские эксперты, уточняя правда, что и Индийский океан - возможное место для таких атак, но при наличии точной информации. "Судно захватили в 370 километрах от берега. Кто рискнет идти на перехват на таком расстоянии? Тем более, что Индийский океан - это волна, а вы видели какие плавсредства у пиратов. Явно без наводки здесь не обошлось", - сказал сотрудник Минтранссвязи, курирующий вопросы морской безопасности.
Он подчеркнул, что это первый случай в истории Украины с захватом военного груза.
Обычно пираты обходят корабли с таким товаром стороной, так как он охраняется вооруженными людьми. "Пиратов просто бы на пушечный выстрел не подпустили. А в случае с Faina у них таких опасений не было - значит точно знали, что корабль без охраны", - продолжил эксперт.
По его мнению, но и в этом случае морские бандиты сильно рискуют, так как оружие привлекает больше внимания, чем даже заложники. Что и происходит в случае с Faina, окруженной военными кораблями. Мотив у пиратов один - большие деньги. "Если за яхту можно получить 1-2 миллиона долларов, то здесь счет идет уже на десятки миллионов", - сказал он.
Бизнес или политика
Конечно, пиратство - выгодный бизнес с ежегодным оборотом около 40 миллиардов долларов. Но ситуацию с украинским оружием нельзя сводить только к экономике. Поведение пиратов явно свидетельствует, что заказ имел и политический подтекст. Он мог звучать примерно так: "вы забираете все деньги, что выторгуете, только скажите о грузе то-то и то-то".
Поэтому не случайно в зарубежных СМИ появилась информация от корсаров о том, что якобы кенийской сделкой Украина хотела прикрыть мифическую нелегальную поставку оружия в неспокойный Судан. Слух активно муссируется, хотя Кения не раз заявляла, что груз принадлежит ей, а Судан и Эфиопия, которым почему-то приписывался заказ, открестились от него.
При этом журналисты ведущих мировых изданий вольно или невольно допускают грубые ошибки. Говорят, что судно было украинским, что Кения никогда украинские танки не закупала, что на борту были ракетные установки.
На самом деле, судно принадлежит панамской компании Waterlux и ходит под флагом Белиза. Во-вторых, ракет, а тем более систем залпового огня "Град", оно не перевозило. Наконец, это была уже третья поставка по контракту между украинской государственной фирмой "Укринмаш" и министерством обороны Кении. Только в 2007 году Кения получила 77 украинских танков
Корабль доставлял 33 танка Т-72 1979-1983 года выпуска. Без технической помощи специалистов их невозможно завести, а для выгрузки нужны портовые приспособления. При попытке разгрузить танки в море судно просто утонет.
Судно перевозит также зенитно-пулеметные установки ЗПУ-4 1954 года выпуска без боеприпасов, которые народный депутат Валерий Коновалюк зачем-то назвал "суперсовременными". На борту есть гранатометы РПГ-7В 1978-1986 года выпуска с остаточным ресурсом 30% и без боеприпасов, боеприпасы для танковых орудий 125 миллимтров, боеприпасы осколочно-фугасные ВОФ-36, бронебойно-подкалиберные. Все они произведены в 1977-1979годах.
"Потребители информированы о состоянии боеприпасов - год выпуска указан в контракте, что и сказалось на его цене - около 10 миллионов долларов", - цитируют СМИ источника в украинских оборонных кругах. По его словам, вся техника находилась в плане реализации избыточного военного имущества Минобороны Украины, утвержденном постановлением правительства в 2007 году, которое действовало до июля 2008 года. Поставка осуществлялась на условиях CIF - "стоимость, страхование и фрахт", при которых продавец выполняет поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. То есть и груз фактически уже не украинский, а кенийский.
Кому выгодно
Очевидно, что ситуация с захваченным судном активно использовалась для создания образа Украины как ненадежного партнера в такой тонкой сфере, как поставка вооружения. Обычно такими методами пользуются либо в конкурентной борьбе, либо для создания дополнительного рычага давления на политическое руководство страны.
Несколько лет назад подобный скандал организовали США, обвинив официальный Киев в поставках РЛС "Кольчуга" в Ирак. Такое оружие на иракской земле не нашли, но тему крутили пока Украина не направила своих миротворцев в эту страну. В этот раз также представители ВМС США заявляли, что кенийское оружие могло предназначаться и Судану. Но какой смысл Вашингтону сегодня бросать тень на нынешнего президента Виктора Ющенко, которого трудно обвинить в антиамериканской позиции? Скорее всего, американцы просто решили проверить информацию пиратов.
Зато ситуация с Faina подогрела запущенную российскими СМИ кампанию по обвинению президента Виктора Ющенко в нарушениях при поставках оружия в Грузию. Делаются даже предположения, что оружейный скандал может стать основой для его импичмента. В этой связи не понятна позиция некоторых украинских чиновников, которые вместо того, чтобы защищать имидж страны, помогают его подпортить.
Глава временной следственной комиссии парламента по вопросам расследования экспорта оружия из Украины в Грузию Валерий Коновалюк не успел получить первые официальные документы, как направо и налево начал их цитировать, без предварительного анализа последствий для страны.
Премьер-министр Юлия Тимошенко во время визита в Россию 2 октября умело отбила атаки главы российского правительства Владимира Путина в отношении надежности украинской газотранспортной системы. А вот на его обвинения по поставкам оружия Грузии не была такой же категоричной, повторив свой тезис, что эту сферу курирует президент.
Никто не спорит, что именно у главы государства больше полномочий в торговле оружием. Но когда речь идет о престиже страны, необходимо оставить в стороне внутриполитические споры. Очевидно, что ситуация с полностью законными поставками оружия Грузии и Кении переворачивается с ног на голову и умело используется для снижения рейтинга Виктора Ющенко.
При этом непонятно скромное молчание подконтрольного главе государства украинского МИД. Внешнеполитическое ведомство очень активно отзывается на всякого рода "неправильные" заявления иностранных чиновников по Голодомору или Крыму. Но почему-то до сих пор не выступило с заявлением относительно выполнения Украиной всех международных обязательств в сфере торговли оружием, в том числе, в случае с Грузией и Кенией. Хорошо еще, что это сделал Совбез.