Украина дебютировала в Каннах. "Далі буде"? [ Редагувати ]
Во Франции сегодня завершается 63-й Каннский кинофестиваль. Впервые в его истории среди 19 претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" - и украинская картина, "Счастье мое" Сергея Лозницы. Многие кинокритики считают эту ленту одной из самых заметных в конкурсной программе. А вот однозначного лидера в Каннах назвать не возьмется никто. Все с большим интересом ожидают решения жюри. О главных претендентах на победу и вкусах Каннских кинокритиков - наш специальный корреспондент Дмитрий Анопченко.
На просмотр конкурсного фильма из Украины – очередь. Чтобы попасть на сеанс, зрители выстаивают по несколько часов. Еще год назад скажи кто-нибудь, что такое возможно, - засмеяли бы. В истории фестиваля отечественный фильм в конкурсной программе Канн никогда не был.
"Счастье мое" - название провокационное, как и сама картина. В фильме - неприглядная правда о том, как и чем живет страна, которую режиссер когда-то вынужден был покинуть. Российская глубинка, где заблудился водитель-дальнобойщик. В сюжете смешались и слепая агрессия, и порой неожиданная человеческая отзывчивость.
Один из лучших мировых документалистов поколения двухтысячных, Сергей Лозница свою первую игровую картину снял словно документальную ленту: ручной камерой, при естественном освещении. Поэтому и фильм вышел шокирующе правдивым - о жизни, которую никогда не видели благополучные европейцы, и понять которую можно, только соотнеся с собственным опытом. Впрочем, о том, поймут ли его фильм в Европе, режиссер, похоже, не очень-то переживает.
Сергей Лозница, режиссер украинского конкурсного фильма:
- Вопрос понимания - очень сложный. Часто люди интерпретируют совсем иначе, но в этом тоже есть своя прелесть. Потому что каждый, кто смотрит картину, прикладывает немножко себя туда. Самое главное - в Украине можно снять игровую картину.
В Каннах говорят: фильм шокирует. Наверное и потому, что он снят в документальном стиле. Такой картине гарантировано внимание и прессы и жюри. Украинская лента стала одним из самых ярких событий Канн и претендовала на высокие награды. Впрочем, даже приз за лучший дебют съемочную группу бы устроил. Ведь в планах - еще несколько фильмов "каннского уровня".
Олег Кохан, продюсер украинского конкурсного фильма:
- Самой главной победой и успехом этой картины и этого проекта, я считаю, является то, что собралась очень профессиональная, одержимая, влюбленная в кино профессиональная команда. И мы уже обсуждаем второй, третий фильм. И мы надеемся, что на таком же высоком уровне.
У украинского фильма было 18 картин-конкурентов. Что бы ни говорили кинокритики, каннское жюри всегда принимает свое, зачастую неожиданное решение. Да и личные симпатии председателя жюри, которое в этом году возглавляет американец Тим Бертон, традиционно многое значат. И до самой церемонии награждения остается только гадать, к кому будет благосклонна фортуна на сей раз.
Дмитрий Анопченко, корреспондент:
- Канны вот уже 63 года подряд задают высоту новому киносезону. Именитые режиссеры каждый раз спешат завершить монтаж к середине марта - времени, когда завершается прием заявок на фестиваль. Но в этом году из-за кризиса многие, в том числе и Квентин Тарантино, не успели уложиться в срок. Что и сказалось на конкурсной программе.
В результате среди конкурсных картин за две недели фестиваля явный лидер так и не определился. С другой стороны, это только усилило борьбу.
Фильм "Еще год" Майка Ли - из тех, кого хвалят профессионалы и не жалует публика. Интригующей фабулы нет: герои просто живут, и живут счастливо. Нежный взгляд режиссера на пожилую семейную пару, вся жизнь которой посвящена другим людям, заставила расчувствоваться даже Канны, традиционно не верящие слезам.
Майк Ли, режиссер конкурсного фильма:
- Честность и открытость, юмор и любовь противостоят одиночеству и разочарованию. Жизнь - это инь и янь. Поэтому фильм так тяжело оценивать, и у каждого на него - своя реакция.
Если уж мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяриту и не получит "Пальмовую ветвь" за свою пронзительную драму Biutiful, то уж на приз за лучшую мужскую роль картина может рассчитывать, прогнозировали кинокритики.
Это еще одна эмоциональная история. Смертельно больной преступник хочет успеть исправить ошибки всей своей жизни. На показе девушки плакали, а во время титров зал просто взорвался аплодисментами. Во время пресс-конференции режиссер признался, что сознательно хочет шокировать зрителей, вынося на большой экран глубоко внутренние переживания человека.
Алехандро Гонсалес Иньяриту, режиссер конкурсного фильма:
- Все люди сейчас словно сделали инъекцию ботокса, они не хотят быть теми, кем являются. "Ах, давайте не говорить об этом, давайте не будем думать о том, что постареем..." Наше общество очень больно. И мой фильм - о людях, которые борются, принимаете это или нет.
"Утомленные солнцем 2: Предстояние" в Каннах показали накануне, в последний конкурсный день. После провала в российском прокате и того, как из-за "исторических нятяжек" картину "зашельмовали" ветераны войны и проигнорировали первые лица государства, Никите Михалкову как воздух нужна была победа. За ней он и приехал в Канны, помня о неписанном фестивальном правиле: режиссеры с мировым именем, которых тут когда-то обделили, через несколько лет обязательно вознаграждаются.
Первая часть "Утомленных солнцем". когда-то проиграла Тарантиновскому "Криминальному чтиву". Поэтому теперь в российской делегации рассчитывали на "компенсацию". К примеру, в виде приза за лучшую мужскую или женскую роль. Впрочем, сам мэтр хочет или все, или ничего.
Никита Михалков, режиссер конкурсного фильма:
- Могу сказать абсолютно искренне: вот сейчас мне скажут: "Хочешь стать автором любой картины, которая получит "Пальму", но ты перестанешь быть автором "Утомленных солнцем"?" У меня у паузы не будет: не хочу.
Прогнозы в Каннах всегда были делом неблагодарным. Но нынешний год - особенный. Даже сами режиссеры, собираясь на церемонию награждения, не могли справиться с волнением. Кому жюри отдаст главный приз - интрига держалась до последней минуты.
Из Канн - Дмитрий Анопченко, Юрий Романюк, "Подробности недели", телеканал "Интер"