Со дня рождения Булгакова исполняется 120 лет [ Редагувати ]
Киевляне и гости столицы сегодня с особой охотой шли по Андреевскому спуску к дому номер тринадцать, здесь расположен музей Михаила Булгакова. Именно сегодня исполняется 120 лет со дня рождения великого писателя. Венцом его творчества многие считают роман "Мастер и Маргарита". И если в Мастере булгаковеды единодушно видят самого автора, то на счет его любимой женщины - Маргариты мнения расходятся. Ведь у Булгакова было три жены. И каждая из них была уверена, что Маргарита - это именно она. Какую роль каждая из жен сыграла в судьбе писателя - пыталась выяснить Галина Скибневская.
Маргарита - женщина, которая ради своего любимого идет на сделку с дьяволом - какой мужчина не мечтает о такой преданности? Булгаков мечтал и искал - целую жизнь. Хотя ни одна женщина не любила его так самоотверженно - как первая жена. Она единственная из трех жен, о которой в его произведениях - ни строчки, ни намека, будто и нет ее вообще. Но именно ее он будет звать в свой смертный час: "Где она? Если Тася не приедет - я не стану жить!"
Мариэтта Чудакова, исследовательница творчества М.Булгакова:
- Он несомненно хотел попросить у нее прощения. Она была единственная его венчанная жена".. он очень рано начал ей изменять и говорил сам ей: "Меня за тебя бог накажет очень серьезно.
В Татьяну - Тасю Михаил влюбился в 16 лет. И даже хотел стреляться из-за того, что родители запрещали им видеться. Через настоящие испытания они прошли будучи мужем и женой: война, революция, бедность и самое страшное - морфий. Рассказ Булгакова "Морфий" - автобиографический. Молодого доктора направляют в российскую глубинку на должность земского врача. Первый укол морфина - чтобы облегчить боль от прививки. Потом уже зависимость. Чтобы сыграть морфиниста, исполнитель роли доктора - актер Леонид Бичевин - изучал научную литературу и конечно - читал Булгакова. Говорит - в его произведениях состояние человека под воздействием наркотика описано с документальной точностью.
Леонид Бичевин, актер, сыгравший главную роль в фильме "Морфий":
- Он сам - врач же, он все это испытал на себе и он описывал то, что с ним происходило - то есть все по настоящему. Боли в суставах - когда выкручивает суставы наизнанку, когда тошнит непроизвольно. Чувствуешь себя абсолютно одиноким - в полном смысле этого слова.
То, что Булгаков, в отличие от своего персонажа, не покончил жизнь самоубийством, а наоборот, излечился - заслуга жены. Всеми правдами и неправдами - Татьяна уменьшала дозу наркотика.
Мариэтта Чудакова, исследовательница творчества М.Булгакова:
- Она подробно мне рассказывала, как она постепенно заменяла водой, добавляла воду, дикие ухищрения. Это был настоящий морфинизм и это говорит об огромной силе духа его, и о ее самоотверженности.
Вернувшись к нормальной жизни, они переехали в Москву, в этот дом на Садовой. Булгаков-врач уже превратился в Булгакова-писателя. А Тася осталась прежней - провинциальной девушкой из Саратова. Писателю жен надо менять, батенька - сказал как-то Булгакову Алексей Толстой. И однажды тот собрал вещи и ушел - из этой нехорошей квартиры номер 50. Ушел - потому что встретил Любовь. Любовь Белозерская-Белосельская, красавица и светская львица тогда только вернулась из Парижа. Именно из ее рассказов Булгаков черпал сведения о жизни эмигрантов.
Анатолий Исаенко, поклонник творчества М.Булгакова:
- Она была графиня, королева, хочется королеву - после тихой, милой, согласной на твои недостатки женщины, которая положила все к его ногам - захотелось чего-то звездного.
В 70-х годах художник Анатолий Исаенко, восхищенный романом о Мастере, разыскал Любовь Белозерскую. Вместе они гуляли по булгаковским местам. Конечно, первый вопрос был - а не она ли - Маргарита?
Анатолий Исаенко, поклонник творчества М.Булгакова:
- Было сразу видно, что это для нее вопрос достаточно банальный, то есть ей его задавали. Она поджимала губки, уводила глаза и так хмыкала - то есть вроде бы ничего и не сказал, но дескать - "ну о чем вы спрашиваете? Как бы "Конечно же!".
Белозерская утверждала - это именно она подсказала писателю ввести в роман образ Маргариты - чтобы устранить перевес мужских персонажей. Чертовщинка в глазах, и буйный нрав, и хохот - все это списано с нее. Михаил Булгаков еще в юности утверждал, что у него будет три жены - так когда-то предсказала гадалка. В народе говорят: первая жена от бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. Который прогуливался тут, на Патриарших. "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке" Это Мастер о Маргарите, это Булгаков о Елене. Она бросила ради него все - красавца мужа, положение в обществе, богатую жизнь.
Александр Стефанович, режиссер:
- Женщина влюбилась - это единственное, что можно сказать по поводу ее отношений с Булгаковым.
Режиссер Александр Стефанович с гордостью называет себя другом Елены Сергеевны Булгаковой. О Мастере и Маргарите они беседовали часами.
Александр Стефанович, режиссер:
- Сказала такую фразу: "Вы знаете, Саша, ведь с меня написаны 2 образа в этом романе. И когда я стал перебирать - кто это еще мог быть - я понял что это кот. Вот этот кот очаровательный, озорной, смешной, провокатор такой - вот это точный ее характер.
Еще в начале их романа Елена пообещала Михаилу, что тот умрет у нее на руках. В последние часы жизни Булгакова дала ему еще одно обещание.
Александр Стефанович, режиссер:
- Она почувствовала, что он что-то хочет ей сказать. Она спросила: что ты хочешь, Миша? Я? Он - нет. Дети? Нет. Роман? Он кивнул - да. То есть это было последнее желание Булгакова, которое для нее стало символом жизни - опубликовать Мастера.
Выполнить обещание не удавалось целых 26 лет. Но жена Булгакова не отступала. Женщине очень хотелось, чтобы мир узнал об этом романе, ведь она никогда не сомневалась: в образе Маргариты Булгаков обессмертил ее, Елену.
Галина Скибневская, Виталий Коваленко, Подробности недели, Российское бюро ТК "Интер".