СМИ: УЗ нужно реформировать ради инвестиций [ Редагувати ]

Потребность Государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця" в инвестициях составляет миллиарды гривен. Об этом заявил в комментарии изданию "Зеркало недели" главный советник генерального директора УЗ Юрий Федюшин. Именно потребность УЗ в инвестициях для обновления подвижного состава и инфраструктуры является одним из важнейших мотивов реформирования железнодорожной отрасли Украины.
По мнению специалистов, в деле реформирования Укрзалізниця на много лет отстала не только от европейских стран, но и от России, где в 2003-2004 годах было ликвидировано Министерство путей сообщения и создано ОАО "Российские железные дороги", и Казахстана, осуществившем реформу железной дороги еще в 1997-2001 годах.
"Потребность в инвестициях громадная, ведь износ подвижного состава уже перешел критическую черту. Если говорить о цифрах, то только на подвижной состав в год нужно направлять порядка 12-15 миллиардов гривен. Инфраструктура - путь, связь, энергетика - это еще 8 миллиардов. А наши сегодняшние возможности - около 6-7 миллиардов гривен, - говорит Федюшин. - Никто не хочет иметь дело с государственным предприятием. Все понимают, где есть госрегулирование, там очень сложно работать. Даже Всемирный банк, ЕБРР".
Как отмечает "Зеркало недели", ни одна страна в результате реформирования железных дорог не обошлась без корпоратизации, в результате которой государственная структура преобразовывается в юридическое лицо. Для Украины это означает ликвидацию Государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця", обладающей одновременно властными полномочиями и хозяйственными функциями, и создание на ее основе акционерного общества с единственным акционером - государством.
При этом вопрос о приватизации ГАК "Українські залізниці" не стоит даже в далекой перспективе. Да и опыт той же Европы подтверждает, что государство не продает даже небольшой пакет акций своих ж/д компаний. Возможна приватизация только непрофильных активов (не относящихся к операционной деятельности), которые будут определяться в процессе реформирования и выводиться еще до создания ГАК.
Реформирование планируется провести в три этапа путем создания вертикально-интегрированной системы управления отраслью.
Напомним, Комитет Верховной рады по вопросам транспорта и связи 30 ноября принял решение рекомендовать парламенту принять два законопроекта по реформированию УЗ в первом чтении. Оба проекта могут быть рассмотрены уже на этой пленарной неделе Верховной рады.