Парламент принял в первом чтении поправки к закону о телерадиовещании в новой редакции [ Редагувати ]
Верховная Рада в четверг приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон о телевидении и радиовещании в новой редакции. За это решение проголосовали 280 народных депутатов из 439, зарегистрировавшихся в зале.
Авторами законопроекта являются вице-спикер Александр Зинченко, глава комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко, член этого комитета Юрий Артеменко, Николай Баграев и Владимир Яворивский.
Согласно закону, для общенационального вещания доля эфирного времени на украинском языке должна составлять не менее 75% от общего объема суточного вещания. В общем объеме вещания каждой телерадиокомпании не менее 50% должен составлять собственный продукт или отечественная аудиовизуальная продукция.
ТРК должны вести вещание на государственном языке. Вещание на определенные регионы может проводиться и на языке национальных меньшинств, которые компактно проживают на данной территории. Фильмы иностранного производства должны быть дублированы на украинском языке. Вещание на зарубежную аудиторию ведется на украинском и на соответствующем иностранном языке.
Действие законопроекта распространяется на отношения между субъектами деятельности в сфере телевидения и радиовещания, не зависимо от их формы собственности, целей создания, вида уставной деятельности, а также способа распространения телерадиопрограмм и передач, рассчитанных на массовый прием потребителями.
Действия закона не распространяется на отношения, регулирующие основы создания и деятельности телерадиосетей закрытого типа и спецназначения, и не рассчитанный на массовый прием их передач.
Согласно законопроекту, государство проводит политику протекционизма в отношении отечественных телерадиоорганизаций и распространения программ и передач отечественного производства. Государство создает условия для обеспечения средствами телерадиовещания культурных и информационных потребностей граждан Украины, а также потребностей этнических украинцев. Кроме того, государство устанавливает действующие ограничения, касающиеся монополизации ТРК промышленно-финансовыми, политическими и другими группами или отдельными лицами, а также гарантирует защиту ТРК от финансового и политического давления со стороны финансово-политических групп и органов госвласти и местного самоуправления.
Законопроект запрещает цензуру информационной деятельности ТРК. Телерадиоорганизация независима в определении содержания программ и передач. Не мотивированное законом вмешательство органов госвласти или местного самоуправления, организаций, общественных и религиозных объединений в сферу профессиональной самостоятельности ТРК не допускается.
Согласно законопроекту, не допускается использование ТРК для распространения данных, являющихся государственной тайной, или другой информации, охраняющейся законом, призывов к насильственной смене конституционного строя, призывов к развязыванию агрессивной войны или ее пропаганде, необоснованному показу насилия.
Верховная Рада Украины определяет государственную политику в отношении телевидения и радиовещания, законодательные основы ее организации, гарантии социально-правовой защиты работников этой сферы. Кабинет министров обеспечивает реализацию этой политики, координирует деятельность министерств и органов госвласти в этой сфере.
Законопроект определяет, что единственным органом регулирования в сфере телерадиовещания является Нацсовет по телерадиовещанию. Законопроект также определяет, что в структуру национального телерадиовещания Украины входит система общественного телевидения и радиовещания, частные телерадиоорганизации, государственные, коммунальные, общественные ТРК, основанные физическими и юридическими лицами. Законопроект определяет, кто имеет право создавать ТРК. В частности, иностранные физические лица могут иметь в собственности или контролировать любым способом не более 35% уставного фонда ТРК.
Национальная телекомпания и национальная радиокомпания является государственными. В составе НТКУ и НРКУ действует общественные советы, в состав которых входят 17 членов. Персональный состав общественных советов НТКУ и НРКУ утверждается Верховной Радой. В их состав входит по 9 человек, предложенных парламентом и президентом и 4, предложенных объединениями граждан. Они назначаются и освобождаются от должности президентом по представлению парламента. Кандидатуры на должность руководителей НТКУ и НРКУ определяет и вносит в Верховную Раду общественный
совет.
Законопроект определяет, что источниками финансирования ТРК является бюджетные ассигнования на выполнение госзаказа, абонентская плата, средства, полученные от производства и трансляции рекламы, создания телерадиопрограмм на заказ.
Запрещается любое прямое бюджетное содержание ТРК органами госвласти. Все ТРК подлежат госрегистрации, которую проводит Нацсовет по телерадиовещанию путем внесения в госреестр ТРК и выдачи регистрационного свидетельства. Нацсовет проводит лицензирование ТРК. Запрещается лицензирование иностранных ТРК с использованием радиочастотного ресурса Украины.