Основные параметры проекта бюджета-2004, подготовленного правительством ко второму чтению [ Редагувати ]
В результате предложенных правительством изменений к налоговому законодательству и улучшения прогноза экономического развития в Украине на 2004 год (рост валового внутреннего продукта на 9,5 миллиарда гривен), параметры проекта государственного бюджета на 2004 год, подготовленного правительством ко второму чтению, были увеличены. Об этом сообщили в пресс-службе Кабинета Министров Украины.
Однако, замечают в правительстве, показатели проекта бюджета увеличены без изменения фискальной нагрузки на экономику. Через сводный бюджет и в первом, и во втором чтении предлагается перераспределять 27,6% ВВП.
Общий объем доходов (без трансфертов) Сводного бюджета ко второму чтению предложен на 2,5 миллиарда гривен больше - 78,1 миллиарда гривен. Доходы государственного бюджета, в соответствии с его ресурсной базой, спрогнозированы на 3,1 миллиарда гривен больше - 59,1 миллиарда гривен. Таким образом, по сравнению с 2000 годом, доходы Сводного бюджета возрастут в 1,6 раза.
С учетом межбюджетных трансфертов самое значительное увеличение определено для доходов общего фонда госбюджета: на 3,5 миллиарда грн -до 47,9 миллиарда гривен с одновременным сокращением специального фонда до 12,8 миллиарда гривен. Следовательно, доходы госбюджета по сравнению с 2000 годом возрастут в 1,7 раза.
При этом правительство подчеркивает качество планирования доходов бюджета: 2003 год стал первым в истории Украины, когда доходная часть выполняется стопроцентно, проект бюджета на 2004 год также рассчитан не только на отсутствие долгов, но и на погашение прошлых.
При этом в пресс-службе КМУ отметили, что в целом социальные расходы в проекте Госбюджета составляют 52%, то есть впервые можно говорить о преимущественно социально ориентированном бюджете.
Больше всего в проекте ко второму чтению возрастут расходы на образование - на 426,3 миллиона гривен, на здравоохранение - на 372,1 миллиона гривен и на духовное развитие - на 265,7 миллиона гривен.
В проекте бюджета ко второму чтению также предусмотрено полное погашение задолженности по чернобыльским выплатам - 300 миллионов гривен, и заработной плате шахтерам - 300 миллионов гривен. Компенсация обесцененных сбережений граждан сохранена в объеме 500 миллионов гривен. По данным правительства, обеспечение прожиточного минимума для детей, пенсионеров, инвалидов увеличится почти вдвое. В целом размер государственной помощи малообеспеченным семьям увеличится в среднем на 20-30%, что полностью компенсирует повышение цен на хлеб и медикаменты.
Среди специфических решений, которые также обеспечивают более высокие социальные стандарты, следует назвать отказ от повышения нижней ставки в упрощенной системе налогообложения, возможность для пенсионеров и в дальнейшем получать и пенсию, и зарплату. А также целевое выделение 400 миллионов гривен на ликвидацию сверхаварийных ситуаций в коммунальной сфере и 400 миллионов гривен - на завершение строительства объектов, которые определяют качество жизни в регионах.
Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в проекте бюджета были увеличены на 2,3 миллиарда гривен (это на фоне уменьшения подоходного налога до 13%). Это давало возможность ввести минимальную заработную в размере 237 гривен по доплатному механизму. Однако сразу возникли возражения общественных организаций, которые заявили, что такой механизм приведет к социальной несправедливости, поскольку нивелирует межтарифные соотношения: например, квалифицированный врач будет получать столько же, сколько уборщица.
Поэтому правительство предложило повысить минимальную заработную плату до 205 гривен с восстановлением соотношений в междолжностных окладах с 1 марта 2004 года и введением с 1 ноября доплатного механизма до 237 гривен, что отвечает реальным возможностям экономики.