Бостон возвращается к нормальной жизни после теракта [ Редагувати ]
В соцсетях появились обвинения в адрес Чехии, якобы "взрастившей террористов". Но почему перепутали чеченцев с чехами? Да потому, что во время первой чеченской войны на жаргоне военных - кавказцев действительно называли "чехами". И кто-то из ветеранов мог ввести общественность в заблуждение.
Сегодня, вслед за Бостоном, Лондон принял марафон. Среди всех мировых забегов этот самый масштабный. 36 тысяч участников. И все они на минуту замерли в молчании, почтив память погибших в США. Меры предосторожности, без преувеличения, беспрецедентные. Ведь на улицах британской столицы - масса людей.
Бостон, тем временем, возвращается к обычной жизни. По сути, Америка, которая тратит на безопасность миллиарды, оказалась практически беззащитной. Почему? И что теперь изменится в работе спецслужб - разбирался Дмитрий Анопченко.
Жестокая, бессмысленная, странная... Бостонская трагедия оставляет слишком много вопросов. Эффектная картинка поисковой операции и громкий вывод: силовики сработали эффективно. Но профессионалы другого мнения. Слишком уж много показного было в действиях спецслужб. Слишком уж много неудобных вопросов остаются без ответов. Эксперт по национальной безопасности Сергей Коноплёв следил за происходящим из окна собственного дома. По стечению обстоятельств, он живет в Уотертауне, где и происходило задержание подозреваемых. И главное, что его удивило: как люди, которых обвиняют в подготовке столь серьезного преступления, не продумали пути отступления.
Сергей Коноплёв, эксперт Harvard Kennedy School:
- Исходя из того, что не было ни маршрутов прикрытия, ни маршрутов отхода, ни даже машины, на которой можно было бы уйти. Возможно, это сделали для того чтобы отвлечь внимание от чего-то более серьезного. Я не думаю, что эти люди сами запланировали и осуществили этот теракт. Скорее всего, за этим стоят какие-то другие силы - и то, что здесь сейчас такая атмосфера радости и спокойствия - это не означает, что не может случиться что-нибудь еще.
Были ли у Царнаевых сообщники? Вот, к примеру, фотография, размещенная в соцсети одним из зрителей марафона. В момент трагедии в кадр попал мужчина в темной куртке. В ту самую секунду, когда раздался взрыв и люди бросились врассыпную, он невозмутимо идет по крыше здания - как будто знает, что это должно было произойти. Сами следователи эту тему не комментируют.
Марк Россини, спецагент ФБР:
- Известно, как был совершен теракт. Но куда важнее - зачем они это сделали. Спланировали преступление сами - сидя на кухне у себя дома в Кембридже - или получили от кого-то четкие инструкции? Были ли членами "Аль Каиды" - или просто решили кому-то подражать? Вот что сейчас выясняют.
Марк Россини - легенда американских спецслужб. Один из основателей Национального антитеррористического центра, он был в числе тех немногих офицеров, кому доверили выслеживать самого Усаму бен Ладена. Спецагент признается - в отличие от организаторов теракта, найти его исполнителей при нынешних технологиях вполне реально. Любой крупный город "нашпигован" камерами наблюдения.
Марк Россини, спецагент ФБР:
- Сейчас - помимо Вашей камеры - нас снимают от 15-ти до 20-ти уличных камер наблюдения. Вон одна на столбе, другая - на здании банка, кто-то в банкомате сейчас снимает деньги, там тоже ведется запись. Взрывчатку никогда не приносят за сутки до взрыва - максимум за час или два. Один человек - одна бомба. Террорист никогда не приносит две бомбы, не несет два рюкзака, это слишком подозрительно. Мы собираем все кадры, отматываем запись назад - и получаем изображение исполнителя.
Наблюдение - главное, на что делают упор и в России, после взрывов в метро в марте две тысячи десятого. На станциях метро сейчас без лишней огласки устанавливают датчики, реагирующие на взрывчатые вещества. И компьютерные системы, которые должны сами выделить человека из потока пассажиров, если он объявлен в розыск. Но специалисты уверяют: эта дорогостоящая технология - увы, несовершенна.
Сергей Гончаров, экс-заместитель командира подразделения антитеррора "Альфа":
- Система она отлажена так, что если человек на фотографии выглядит, допустим, как вы или я, то техника и фиксирует именно это отражение. Если человек скривит какую-то физиономию или наденет шапку, фуражку надвинет ее на глаза, или на самый нос то, конечно, ни одна камера, ни одна система обнаружения не сработает. Она заточена только на то, что ей передали оперативные работники.
Экс-руководитель "Альфы", считавшейся при Союзе одним из самых эффективных силовых подразделений в мире, убежден - существующая сейчас система антитеррора эффективна, когда речь идет о борьбе с организациями.
Но когда на теракты решаются одиночки или небольшие группы - они легко "проскальзывают" через "сито" спецслужб.
На профессиональном сленге это называется - симметричная реакция. Когда происходит очередной теракт - силовики автоматически усиливают меры безопасности. Раздувают бюджеты, вводят в строй новую технику, вместо одного полицейского ставят на каждом углу пять. Так было всегда, - но взрывы в Бостоне показали - эта система уже не работает, она устарела.
Об этом умалчивают в прессе, но меры безопасности, предпринятые на Бостонском марафоне еще до взрыва - были беспрецедентными. Сделать больше было попросту невозможно.
Украинский участник забега Андрей Онистрат объехал несколько десятков крупнейших марафонов мира, но таких ограничений как в Бостоне - не видел.
Андрей Онистрат, участник Бостонского марафона:
- Стоять собаки, нюхають кульки. Якщо порівнювати з Європою - навіть у порівняння не йде. Скільки ж вони на це все витрачають ресурсів - і ось такий результат, який мене просто вразив.
Пример альтернативного подхода - Израиль. Тут не берут количеством. А внедряют своих агентов в террористические организации. Либо вербуют членов группировки. В результате - о большинстве терактов даже в прессе не сообщают. Ведь их предотвращают еще во время подготовки.
Яков Кедми, гендиректор спецслужбы "Натив" (1992-1999):
- Системы наблюдения не могут предупредить теракт, они могут помочь разоблачить, найти этого человека. Какая бы система не была, особенно в такой огромной стране как Америка, и насколько бы она не была эффективной - всегда может появиться псих-одиночка, который сделает себе пояс со взрывчаткой, пойдет в толпу и взорвет себя.
Были ли такими одиночками братья Царнаевы - следователи рассчитывают узнать уже через сутки-двое. Сразу, как только врачи разрешат допрашивать одного из предполагаемых террористов, Джохара.