Церковь при Сталине: Признать вред религии мало, нужно бороться с ней [ Редагувати ]
А я смотрю этот репортаж и думаю, как же все же изменилась Германия во второй половине 20-го века. Страна восстановилась из руин после войны и излечилась от нацистской заразы, пройдя через общенациональное покаяние, преодолела раскол на западное и восточное германские государства, и все это на протяжении жизни всего лишь одного поколения. А у нас тут с вами как вспомнишь события полувековой давности, так и кажется, что это было только вчера. Эпоха вождей 22 года назад закончилась, а система, построенная для вождя, осталась и меняется очень медленно. Один их характерных примеров отношения государства и церкви. Острословие иногда говорят, будто церковь стала чуть ли не министерством православья. Почему так вышло?
Признать ряд религий - мало. Нудно бороться с ней. С такими лозунгами в 37-м Советский Союз начинает очередную безбожную 5-летку. Ее цель - окончательно изжить религиозный дурман. 5-летка выполнена досрочно. К 41 году православная церковь в СССР практически уничтожена. Закрыты, оскровнены, разрушены тысячи храмов и монастырей, расстреляны 100 тысяч священников, те, кто выжил, - в ссылках и тюрьмах. Через безбожье к коммунизму - главный лозунг страны накануне Великой Отечественной, и даже трудно поверить, что уже спустя несколько лет отношения Сталина к религии изменится.
Иосиф Виссарионович хочет с вами встретиться, прямо сейчас. Этот звонок из Кремля прозвучал поздно ночью в доме митрополита московского Сергия. 4 сентября 1943 года уже становится понятно, немцы войну проигрывают. Сталин задумывает новый поворот истории. Об этой кремлевской встрече напишут даже "Известия" - товарищ Сталин заявил, что не будет препятствовать проведению собора епископов. А ведь еще пару дней назад за эти слова можно было попасть за решетку.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора:
- Когда Иосиф Виссарионович Сталин задал вопрос митрополиту Сергию, как скоро он может собрать собор, он сказал, что ему понадобится не менее месяца. На что руководитель советского государства сказал, что нужно проявить большевицкие темпы.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Большевицкие темпы проявили, благодаря самолетам их специально выделили, чтобы доставить архиереев в Москву, кого с глубинки, а кого - из Соловков.
Иерей Илья Соловев, историк церкви:
- Митрополит Сергей на этой встрече, что не хватает у нас кадров. Сталин спросил, а почему у вас не хватает, где ваши кадры, на что митрополит Сергий с некоторым, конечно, лукавством ответил, что мы готовим в семинарии священников, а выходят главнокомандующие, то есть генералиссимусы. Подразумевая Сталина.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Недоучившийся семинарист нервничает. Немцы на оккупированных территориях открывают церкви, массово 10 тысяч сцена с фильма "Поп" как раз об этом.
Михаил Ардов, протоиерей Российский неканонический православный автономной церкви:
- Немцы стали открывать там с охраной, и товарищ Сталин понял, что на одной идее интернационала ему русский народ не мобилизовать.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Впрочем, его цель не только укрепление боевого духа Солдатов и офицеров. Для открытия второго фронта перед западом, Сталин хочет выгладить если не демократом, то хотя бы толерантным по отношению к церкви, - говорит биограф Иосифа Виссарионовича Рой Медведев. Мол, это уже другое СССР, и с ним можно иметь дело.
Рой Медведев, историк:
- Это было накануне Тегеранской конференции, это облегчало сотрудничество Сталина и Рузвельта.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Сейчас бы сказали - чистой воды политтехнология. И церковники согласились играть в ней главную роль. Архиерейский собор проводит здесь в Чистом переулке, где до сих пор резиденция патриарха. Здание церковникам отдают буквально на следующий день после встречи Сталина с Сергием, любопытно, что до войны здесь находилось резиденция немецкого посла. Собор прошел без помпы, почти как партсобрание в присутствии контролеров, от Кремля. Патриархом русской православной церкви выбирает Митрополита Московского Сергия. А в этой время на фронте просто верили в бога, просто молились. И перед атакой просто говорили "с Богом!".
Диакон Николай Попович, клирик московского храма спаса нерукотворного образа на Сетуни:
- За час до боя я одел каску, вообще каски не носили, как правило, тяжело в ней ходить, она же тяжелая вещь. И начался бой. И меня ранило в голову. Когда мена оперировал хирург, он спросил, я говорю - я одел за час до боя каску. Он говорит - так ты помолился хорошо.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Сегодня дьякон Николай единственный в Москве священник фронтовик, который дожил до наших дней. Во время войны ярый комсомолец. После такой же ярый служитель церкви
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора:
- Во время войны простой солдат носил крестики, они были зашиты в гимнастерках, у каждого была переписана матерью молитва.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Появляются легенды. Вот эта икона казанской божьей матери на борту мА самолета, перед московской битвой облетает столицу. Потом ее якобы привозят в Ленинград. Перед снятием блокады, курскую битву генералы начинают с молитвы. Правда ли это? Нигде ни строчки. Точно известно только одно , храмы в войну были переполнены. Верующие молятся за главу российского воинства Иосифа. Холодят даже легенды, что сам Сталин тайно молится в Кремле. Слаженную симфонию Сталина и патриарха Сергея многие священники не приняли. Куратором церкви от власти назначили бывшего контрразведчика. Вот он, на этих кадрах полковник госбезопасности Георгий Карпов глава созданного в 43 году совета по делам РПЦ.
Михаил Ардов, протоиерей Российский неканонический православный автономной церкви:
- Всегда церковь опекалась, это был такой непонятный несколько особый отдел ГБ.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Не утихают споры и вокруг фигуры самого патриарха Сергия. Политическая дружба с тираном, предательство церковных идеалов или компромисс способный сохранить в народе веру? В бога и духовенство.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора:
- Многие говорят, что его избрание было не каноничным. Но с другой стороны, оно не могло быть другим.
Александр Солдатов, главный редактор портала Credo.Ru:
- Просто власть создала определенное легальное поле полностью подконтрольной ему такой квази-религиозной организации, куда определенные части общества, нуждающиеся в психологической поддержке, было разрешено ходить. Для членов партии, военнослужащих, комсомольцев, чиновников, доступ в храмы по-прежнему были невозможны.
Лариса Задорожная, корреспондент:
- Сталин быстро потерял интерес к церкви. Уже к концу войны. А после смерти генералиссимуса хрущевская оттепель обойдет стороной церковь. более того, в начале 60-х Хрущев развернет новую мощную антирелигиозную кампанию, со сносом церквей и закрытием приходов. Разве что без массовых арестов и казней. Возрождение церковной жизни начнется только при Горбачеве.
Лариса Задорожная, Алла Щелычева, Вадим Свиридонов, "Подробности", Телеканал "Интер"