Завтрак по-украински - это не сало и не стакан горилки с перцем [ Редагувати ]
Вы удивитесь, но это - не сало и не стакан горилки с перцем. За последних лет восемь несколько модными в нашей державе стали ... диковинные завтраки - мюсли. Правда, не настолько, чтобы благодарный потребитель стал различать мюсли по торговым маркам. Да и "конкурентов" у этого продукта, пожалуй, больше, чем у любой другой еды.
Для тех, кто не знает: мюсли - это сухие питательные смеси, изготовляемые на основе злаковых хлопьев с добавлением сухофруктов и прочих ингредиентов. Ввиду относительной дороговизны и новизны, мюсли в Украине - продукт чисто урбанистический. Но сегодня он довольно успешно обосновался на национальном рынке "быстрых завтраков", основу которого составляют каши быстрого приготовления (также готовящиеся на базе злаковых хлопьев), и моментальные (растворимые) каши.
В нынешнем году компания Marketing Media Index выяснила, что "быстрые завтраки" едят с утра 23% опрошенных киевлян, что соответствует аудитории в 472,4 тысяч жителей украинской столицы. Наибольшей популярностью (вследствие сравнительно невысокой цены) пользуются отечественные завтраки-экструдеры, к которым принято относить палочки, хлопья, фигурные изделия. Им отдали голоса 45,2% опрошенных, которые в переносе на все население Киева представляют 213,65 тысяч человек. Помимо экструдеров 42,1% (198,9 тысяч киевлян) едят и мюсли. Немного отстают моментальные каши - 41,3% потребительских голосов (195 тысяч человек). Другие продукты быстрого приготовления едят на завтрак 8,2% опрошенных (38,7 тысяч). И для 5% респондентов не имеет значения, что кушать с утра.
В товарную группу мюслей входят и "кранчи" - такие же смеси на основе злаковых хлопьев, но включающие в себя еще и ядра орехов, масличные культуры, иногда - шоколадную крошку. Содержание сухофруктов в тех и других составляет обычно 10-20%, остальных добавок - от 5 до 10% массы готового продукта. Но, поскольку кранчи, в отличие от мюслей можно, благодаря дополнительной термообработке, есть не только в сухом виде, их иногда выделяют в отдельную товарную группу. Мы этого делать не будем. Во-первых, стоимость мюслей и кранчей приблизительно одинакова. Во-вторых, массовый потребитель хоть и отличает их по вкусу, но часто путает названия.
Популярность кранчей в Украине растет. Так, международная компания Nestle S.A. с прошлого года активно продвигает по торговым сетям свой прордукт Nestle Cranch. Украинско-шведская совместная фирма "Сириалия Украина", известная по завтракам-экструдерам Start, также поставила кранчи на конвейер в начале текущего года.
Однако сколь-нибудь существенной лояльностью аудитории потребителей не могут пока похвастать ни мюсли, ни кранчи. Во всяком случае, 54% потребителей, опрошенных компанией Marketing Media Index не смогли назвать, какую марку этих сухих завтраков они предпочитают. На марку и страну-производителя обращают внимание лишь 11% респондентов. Основными критериями выбора покупки являются состав (на него обращают внимание 28% опрошенных потребителей) и цена (19%).
Прозрачная упаковка, позволяющая рассмотреть состав продукта, вдохновляет купить его 12% потребителей. Широкий ассортимент мюслей привлекает еще 9% их потребителей. Дизайн упаковки вдохновляет расстаться с деньгами 6% любителей этой заморской новинки, а ее размер (чем больше, тем предпочтительнее) является решающим фактором выбора лишь для 4% опрошенных.
Кстати, об упаковке: чем она крупнее, тем экономичнее. То есть, количество потраченных денег на грамм продукта будет ниже. Сравнительно небольшое количество любителей крупной упаковки подтверждает мнение операторов рынка, что в Украине основной потребитель мюслей - человек обеспеченный. Конечно, не настолько, чтобы не считаться с ценой, однако экономить на упаковке желающих мало.
По этой причине, отечественные производители в текущем году были не особо взволнованы повышением цен на злаковое сырье на 10-35%. Так что без особого риска потерять целевую аудиторию осенью 2003 большинство производителей мюслей подняли цены на 10%. Постоянным потребителям это не помешало поглощать свой любимый продукт с прежней интенсивностью, что подтвердили объемы продаж за последние два месяца.