Лучшие фильмы уходящего года [ Редагувати ]
Список лучших фильмов уходящего года (по традиции субъективный) составлен на основе репертуара отечественных кинотеатров. Кроме того, в список не вошли многие фильмы - фавориты американских критиков, уже признанные лучшими за год, но которые появились на экранах США совсем недавно и нашим зрителям толком недоступны. В остальном - именно так, кажется, год и выглядел.
Итак, двенадцать фильмов и одна тенденция.
1. Убить Билла. Часть первая (Kill Bill vol.1, США, 2003, Квентин Тарантино).
"Если ты вступил в битву, победить тебя может только твое собственное беспокойство - за себя или за врага. Первостепенное правило боя - подавить все человеческие эмоции, в особенности сострадание. Уничтожить любого, кто встанет на твоем пути, пусть даже это будет господь Бог или сам Будда. Эта истина лежит в самой основе боевого искусства". В данном случае последовать совету мудрого Хаттори Ханзо и подавить эмоции никак не выходит. Ибо первая часть четвертого фильма Квентина Тарантно - самое важное, что случилось со всеми нами в этом году. Без комментариев.
2. Догвиль (Dogville, Дания - Франция - Швеция - Норвегия - Нидерланды - Финляндия - Германия - Италия - Япония - США - Великобритания, 2003, Ларс фон Триер).
После просмотра этого opus magnum иные зрители меняли жизненную позицию, переставали разговаривать друг с другом и необратимо сходили с ума - точно так же, как игравшие в нем актеры во главе с невозможной Николь Кидман. По - другому и быть не могло. Ларс фон Триер убедил даже самых яростных своих недоброжелателей, что ему позволено рассуждать о жизни в категориях, на которые решались разве что религиозные пророки далекого прошлого. Не поняли это только в каннском жюри. Но эта недальновидность аукнется вершителям киносудеб так, что лучше об этом даже и не думать.
3. Необратимость (Irreversible, Франция, 2002, Гаспар Ноэ).
"Может статься, что завтра стрелки часов начнут вращаться назад"... Тем, кто увидел в этом вывернутом задом наперед фильме - подвиге исключительно просроченный формализм, грубую провокацию и издевательства над секс-символом Моникой Белуччи, можно только посочувствовать. Ибо иного ощущения, кроме как сметающего все на своем пути, безжалостного и ослепительного катарсиса, это полотно не предполагает. Ноэ показал, как именно жизнь пробегает перед глазами в последний миг. Его фильм - единственная возможность почувствовать это ощущение вне смертного одра. И хоть что - то понять об этой жизни.
4. Герой (Ying xiong, Китай, 2002, Чжан Имоу).
По жанру - историческая мистерия эпохи средневекового, еще раздробленного Китая, героев которой зовут Безымянный, Сломанный Меч, Летящий Снег и просто Небо. По структуре - вполне расемоновские вариации одной и той же прозрачной истории. По правде - самый красивый фильм года. Восточные единоборства здесь - не модная ориентальная забава, а единственно возможный язык общения, с помощью которого можно и признаться в любви, и обмануть, и вообще сказать все самое главное. А реактивный боец - виртуоз Джет Ли впервые за много лет снялся в фильме, достойном его истинного дарования.
5. Паук (Spider, Франция - Канада - Великобритания, 2002, Дэвид Кроненберг).
Когда казалось, что канадский мастер уже снял все, что должен был, Кроненберг сделал один из самых сильных своих фильмов. Мутная фрейдистская история опутывает подсознание паутиной старых веревок и ботиночных шнурков, пахнет сырой штукатуркой, утомляет глаз серым и коричневым - но проникает в глубины, которые до сего момента были кинематографу недоступны. А сыгравший главную роль Рейф Файнс одним свои лицевым тиком доказывает, что всем, даже самым замечательным современным актерам, до него - как до Луны.
6. Вторжение варваров (Les Invasions barbares, Канада - Франция, 2003, Дени Аркан).
Тихий шедевр, возвращающий нас к аркановскому фильму "Закат американской империи". Те же герои, что и семнадцать лет назад, американские европейцы, рефлексирующие интеллектуалы, собираются у смертного одра своего товарища - писателя. Их привычная жизнь закончилась вместе с крушением западного мира, у них почти не осталось иллюзий и все реже спасает привычная ирония. Но у них хватает духа проводить друга в мир иной, превратив его последние минуты в праздник со слезами на глазах. Колыбельная для погибающей цивилизации.
7. Про Шмидта (About Schmidt, США, 2002, Александр Пэйн).
В этом году мы видели Николсона в кинотеатрах в убийственно несмешном "Управлении гневом", в то время как фильм, где он сыграл одну из лучших своих ролей вышел только на кассетах. Но пропускать его не стоит - это совершенно поразительная драма о старости, одиночестве и надежде (именно так, как ни пошло бы выглядел этот набор слов), одновременно язвительная и перехватывающая горло. То, что творит на экране Николсон, не описать словами. Перед нами не привычно - лощеная звезда экрана, а именно что пенсионер Шмидт, выводящий первые строчки письма своему далекому африканскому другу: "Дорогой Ндугу..."
8. Наркобарон (Narc, США, 2002, Джо Карнахан).
Еще одна первоклассная лента, вполне достойная широкоэкранного проката, но доступная нашим зрителям только на видео. Перевод "Наркобарон" громок, но неточен - имеется в виду специалист из подразделения по борьбе с наркотиками. Полицейская драма высшей пробы с Джейсоном Патриком и Рэем Лиоттой в главных (и ставших едва ли не лучшими в их карьере) ролях, снятая и смонтированная точно так, как она должна быть снята и смонтирована (то есть идеально), и снабженная финалом, не теряющим своей ошеломительной силы даже при повторных просмотрах. Оскароносный "Тренировочный день" скромно покуривает в углу и отдыхает.
9. Бумер (Россия, 2003, Петр Буслов).
Главный российский фильм года - а может быть, и не только российский, и не только года. Дебют поразительной внутренней силы и внятности, обогативший повседневную речь отточенными цитатами, а мобильные телефоны - безупречной музыкальной темой работы Сергея Шнурова. При этом в невеселых приключениях реальных пацанов Киллы, Рамы, Ошпаренного и Кота правды жизни и достоверности столько же, сколько и вполне очевидной и невеселой метафизики в духе Джима Джармуша и Найта Шьямалана. Наша смерть ездит в черной машине. В сущности, она и есть эта самая машина. И - "никого не жалко. Никого. Ни тебя. Ни меня. Ни его".
10. Человек без прошлого (Mies vailla menneisyytt, Финляндия - Германия - Франция, 2002, Аки Каурисмяки).
Эта картина стала сенсацией внеконкурсного показа ММКФ - 2002, но в относительно широком кино и видеопрокате стала только в этом году. Поэтому не отметить ее невозможно. Пожалуй, лучший фильм Каурисмяки - младшего за последние десять лет, невозмутимо - смешная и сосредоточенно - трогательная притча о жизни финских маргиналов в мире, где работу ангелов исполняют агенты Армии спасения, где звуки чудной лиры заменяют традиционные финские танго и самодеятельный рок - н - ролл, где все так близки, что слов не нужно. Да их, ненужных, в фильме почти что и нет.
11. Эквилибриум (Equilibrium, США, 2002, Курт Уиммер).
Антиутопия о мире, пережившем ядерный армагеддон и в целях исключения возможности повторения ужасов войны отказавшемся от эмоций - то, чем должны были стать, но, увы, не стали продолжения "Матрицы". Совершенно потрясающе снятая философская притча о духовном тоталитаризме, над которой неупокоенным призраком маячит тень бредбериевского "Фаренгейта"; фильм, в очередной раз доказавший сверхвозможности "американского психопата" Кристиана Бэйла как актера первой величины; боевик, подаривший миру "ган - кату" - самое красивое со времен истинного шаолинького кунг-фу боевое искусство.
12. Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины (Pirates of Carribean: The Curse of the Black Pearl, США, 2003, Гор Вербински).
Самое беззаботное, эффектное и симпатичное киноразвлечение года, не претендующее ровным счетом ни на что, кроме повсеместного и заслуженного обожания. Юмор, который не смутит малышей, но при этом повеселит родителей, манерный маринизм съемок, в меру жутковатые спецэффекты и Джонни Депп, он же капитан Джек Воробей. Который войдет в историю не только как главарь лихой шайки пиратов - зомби, но и как совершенно уникальный эксцентрик, в своих мимических эскападах способный заткнуть за расшитый пояс самого Юрия Гальцева.
13. На правах чертовой дюжины в список включена обойма фильмов ужасов, некоторые из которых вполне достойны занять почетные места и сами по себе.
Но в данном случае куда более важна и отрадна общая тенденция: в 2003 году поклонники этого вроде бы давно загнувшегося жанра имели возможность посмотреть (причем не на видео, а в кино) изрядное количество картин, которые сделаны не только "за страх", но и "на совесть". Это ремейк знаменитого японского фильма "Звонок" (The Ring, США, 2003, Гор Вербински), уверенно спорящий с оригиналом и во многом его превосходящий; неожиданный и исторический хоррор из времен первой мировой войны "На страже смерти" (Deathwatch, Великобритания - Италия - Франция - Германия, 2002, Майкл Джей Бассетт), тревожащий память Амброза Бирса, Леонида Андреева и Говарда Лавкрафта; изысканный синефильский гиньоль "Дом тысячи трупов" (House of 1000 Corpses, США, 2003, Роб Зомби), который можно смотреть и как лихую расчленительную поделку, и как исчерпывающую энциклопедию жанровых приемов 50 - 70 - х годов; не чуждая цитирования, но при этом очень умная и осмысленная "Лихорадка" (Cabin Fever, США, 2003, Эли Рот), которая может считаться одним из главных дебютов года в целом; коммерческий, но от того не менее жуткий "Корабль-призрак" (Ghost Ship, США, 2003, Стив Бек), подаривший фанатам культовую сцену "разрезания пополам" с помощью стального троса; копеечные, но роскошные "Псы-воины" (Dog Soldiers, Великобритания - Люксембург, 2002, Нейл Маршалл), адреналиновый гибрид "Американского оборотня в Лондоне" и "Южного гостеприимства"; очень кровавый и настолько же бессмысленный, однако строго следующий лучшим канонам "Поворот не туда" (Wrong Turn, США, 2003, Роб Шмидт); ностальгический фильм - битва "Фредди против Джейсона" (Freddy vs. Jason, США, 2003,Ронни Ю), сведший в яростной схватке двух культовых антигероев страшного кино 80 - х годов; наконец, парапсихологический "Глаз" (Jian Gui, Великобритания - Гонконг - Таиланд - Сингапур, 2002, Оксид и Дэнни Панг), один из немногих азиатских фильмов ужасов, способный по полной программе впечатлить зрителя - европеоида. Поклонники страшного кино еще долго будут вспоминать уходящий год добрым словом - насколько доброта вообще может быть уместна в подобном кровожадном контексте.