В Санкт-Петербурге готовятся к 70-летию снятия блокады [ Редагувати ]
Теперь о том, что сегодня происходит в северной столице России - Санкт-Петербурге. Там готовятся к важной дате в жизни города - 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Сейчас в Санкт-Петербург съезжаются высокие гости, политики и дипломаты. Но самое главное - едут те, кто пережил блокаду Ленинграда и потомки этих мужественных и стойких людей.
Вот только вдумайтесь: Ленинград был окружен 872 дня. Сейчас очень сложно представить, что это значит - прожить столько времени в осаждённом городе - под бомбежками, в холоде, голоде, на грани отчаяния. И что значит - верить в то, что он не сдастся, хотя, кажется, весь остальной мир в это почти не верил. А ленинградцы жили и не сдавались.
Наш корреспондент Вениамин Трубачев отправился в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с теми, кто пережил блокаду и спросить у них о самом важном - о жажде жизни и вере в победу:
Сначала люди верили, что блокада долго не продлится. Но прошла неделя, месяц, год, начался голод. Когда немцы взяли Ленинград в кольцо, Виктору Вильнеру было 16. Первым умер дедушка, его тело пришлось искать в больнице.
Виктор Вильнер, блокадник, художник:
- Вы представляет, сотни, а может быть тысячи раздетых трупов лежат замерших, крысы выскакивают и разных мест, нам нужно ворошить, искать деда. Мы нашли его. Но после этого я думал, что я нормальным человеком в жизни не буду.
Люди от истощения умирали прямо на улицах. Чтобы не сойти с ума, Виктор начал писать картины. Ужасы происходящего он переносил на полотно. Это помогло выжить.
Виктор Вильнер, блокадник, художник:
- Здесь существует гоголевская шинель и здесь существует холодный, пустой мертвый город, где нет ни одного человека. И тут существуют люди, которые греются в этой шинели.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Все это время немцы обстреливали город со всех сторон. В домах не осталось ни одно целого окна, не было отопления, не работала канализация и водопровод.
Из Ленинграда был только один путь к спасению - зимой можно было выехать из окружения по замерзшему Ладожскому озеру. Шансы выжить - 50 на 50. Немцы бомбили и днём, и ночью. Поэтому дорога жизни часто оказывалась дорогой смерти.
На дне Ладоги до сих пор останки погибших, их личные вещи, машины. Поисковики продолжают работу. Сегодня подняли несколько ящиков с конвертами, газетами и пулями. Всё это передают в музеи. Вот самая трогательная находка.
Сергей Курносов, директор Музея обороны и блокады Ленинграда:
- В этой витрине представлены игрушки подняты всего лишь несколько лет назад со дна ладожского озера. Эти многочисленные игрушки говорят о том, что эвакуировали детей, может быть детский дом.
Их ровесников семь десятилетий назад эвакуировали из города. Каждая экскурсия начинается с рассказа, как и чем тогда питались жители блокадного Ленинграда.
Встретить бродячую кошку или собаку уже было почти невозможно. Ребята, голуби были съедены.
А еще выдавали только 125 граммов хлеба в день, делали студень из клея, а кожаные ремни нарезали и жевали. После таких рассказов обычно шумная детвора подолгу стоит молча.
Константин Кобак, житель Санкт-Петербурга:
- Люди молодцы, солдаты именно, потому что если не они возможно меня и нас всех здесь не было.
Город умирал, но не сдавался. Даже больше не терял чувство юмора. Всю блокаду работал театр музыкальной комедии. Актеры играли даже во время налетов - рассказывает главный режиссер.
Александр Иксанов, главный режиссер Театра музыкальной комедии (Санкт-Петербург):
- Тоже самое со зрители. Они приходили, потом были налеты, спускались в бомбоубежище, потом возвращались и с того места, где останавливались продолжался спектакль.
Чтобы хоть немного поднять дух горожан, голодные артисты собирали полные залы. Сегодня здесь особый зритель - блокадники, фронтовики и их дети. А в программе фрагменты из представлений тех времен.
Это именно тот случай, когда зрители смеются со слезами на глазах. Кажется, каждый фрагмент, каждую песню они знают наизусть - но всё равно аплодируют стоя и подолгу не отпускают актеров со сцены.
Елена Лопатина, жительница Санкт-Петербурга:
- Очень понравилось. Они с такой душой пели, выступали, а нам тем более.
Перенестись во времена блокады можно и просто прогулявшись по центральным улочкам. В городе воссоздана атмосфера войны. Проект вызвал большие споры. Одни считают - это кощунство, иные называют реконструкцию - поучительной.
Вениамин Трубачев, корреспондент:
- Прямо в центре города стоят противотанковые ежи, ходят люди в военной форме советского образца, сюда же привезли старые восстановление автомобили. Например, вот легендарные "полуторки". На таком транспорте доставляли хлеб в Ленинград, а в обратном направлении эвакуировали людей. Со самым скромных подсчетам историков за время блокады были убиты и умерли от голода больше миллиона человек. Точные цифры назвать невозможно - статистику во время войны никто не вел.
Во время блокады на глазах у Виктора Вильнера умер отец, сестра, дедушки и бабушки, чудом выжила только мать. Ее портрет - самая ценная картина в огромной коллекции.
Виктор Вильнер, блокадник, художник:
- Вот это конкретный человек, вот это моя мать, я ее написал в самом конце войны, когдамы приехали в Ленинград.
Сразу после войны была ненависть к немцам. Но со временем боль ушла. Виктор Вильнер несколько раз побывал в Германии, и даже в знак примирения разрешил выставил свои картины в музеях Берлина.
Вениамин Трубачев, Виталий Коваленко, "Подробности недели", российское бюро ТК "Интер", Санкт-Петербург.