Иловайский котел батальона "Донбасс": 100 дней памяти (фото) [ Редагувати ]

Прошло ровно 100 дней с того момента, когда добровольцы из батальона "Донбасс" попали в котел под Иловайском Донецкой области.
По данным Генеральной прокуратуры, в "Иловайском котле" погибли 241 украинский боец, по версии волонтеров и комбатов, число жертв значительно выше и составляет около 1000 человек.
Многие из тех, кто остался жив, провели несколько месяцев в плену у террористов, некоторые остаются там до сих пор.
Спустя 100 дней, о тех событиях вспоминает один из бойцов отдельного батальона специального назначения "Донбасс", участник Иловайских сражений Брокер.
- Это был настоящий ад, который забыть невозможно, как впрочем, невозможно забыть и многое другое, о чем не говорят вслух.
28.08.2014 мы получили приказ на срочный выход из Иловайска по "зеленому коридору" в зону подконтрольную украинской армии. За время боев в Иловайске и на момент выхода мы уже понесли потери в виде 200-х, 300-х и без вести пропавших. Наш взвод уже был без командира Шульца (Вечная память Герою!) и насчитывал порядка 15 человек из 30 на входе.
29.08.2014, по приказу командования, с самого раннего утра, колонна батальона "Донбасс" начала движение по указанному командованием "зеленому коридору". В Многополье была остановка для объединения с колонной генерала Хомчака в составе мотострелков, танков и артиллерии.
Но, подъезжая к месту сбора, наблюдаем, как на параллельной дороге значительная часть выстроенной колонны с нашей артиллерией и артиллерийским БК уже догорала после массированного артобстрела из дальнобойных орудий с территории РФ. Понятно, что что-то пошло не так.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
После того, как мы примкнули к основным силам, колонна еще не начала движение, чего-то ждали. Как оказалось - джип с офицерами РФ встретил нашу колонну на нашем выходе из Многополья с белым флагом и вызвал на переговоры старшего командира, через которого уже потом нам сообщили, что мы в кольце окружения и предложили всем сдаться без вариантов и компромиссов.
У всех был легкий мимолетный шок от присутствия на нашей земле ВС РФ и их требования о полной капитуляции со сдачей оружия.
В тот момент никто не мог даже допустить мысли о сдаче, и колонна двинулась вперед к своим и в неизвестность одновременно, уже понимая, что этот путь может быть последний для каждого из нас.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
При этом старший командир сводной колонны, в которой были десятки машин тяжелой боевой техники, приказал колонне идти вперед, но почему-то батальону "Донбасс" (штурмовому батальону, по сути пехоте без брони) приказал стать в конец всей колонны, что явно противоречит правилам военной науки, военным нормативам по построению и движению в колонне, и также здравому смыслу.
И, на этот ответственный момент, и.о. командира батальона - начальник штаба батальона "Донбас", позывной "Филин", загадочным образом уже исчез, как выяснилось потом, он на трех джипах, никого не поставив в известность, и не делегируя полномочия комбата, в срочном порядке, выехал из Многополья по дороге на Аграрное, покинув при этом, как сводную колонну, так и свой батальон в частности.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
Командир первой штурмовой роты, позывной "Тур" (Вечная память Герою!), по факту обстоятельств принял командование батальоном практически в момент приказа старшего командира сводной колонны о начале движения, и о движении батальона "Донбас" в конце этой сводной колонны. После чего сводная колонна двинулась в ускоренном темпе, морально готовая на боевой прорыв.
Пройдя некоторый путь в сводной колонне, наступил роковой поворот, за которым, через несколько километров, не доезжая Червоносельського, в свою рацию я услышал чей-то доклад: "Тяжелая техника ушла, остался только батальон "Донбасс".
И практически сразу после этой фразы начался прицельный (с лазерным наведением) расстрел колонны Донбасса из танков (Т-72), ПТУРСов, КПТВТ и другого крупнокалиберного оружия.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
Вмиг были взорваны первые машины с нашими боевыми товарищами, и на пути образовалась огненно-кровавая пробка под ливнем непрерывного встречного огня из российских стволов. Лобовая броня из мазовских рессор нашей тачанки (пикап с пулеметом) звенела так, что закладывало уши.
Главное было в тот момент - не останавливаться, корректировка маршрута, объезд сквозь поле и вновь мчащая вперед уцелевшая колонна, отчаянно отвечая агрессору из всего стрелкового оружия штурмовой пехоты.
Кто-то из уцелевших бойцов после первых взрывов бежит за уходящей техникой, приостанавливаю джип, Сет быстро затаскивает одним броском, догнавшего нас, обезумевшего Урку, и тут же продолжает поливать из своего пулемета огневые позиции врага.
Повторный, уже небольшой бросок колонны "Донбасса" вперед закончился новым прицельным расстрелом, и новой. еще большей огненно-кровавой пробкой из нашей техники и бойцов.
После чего остатки колонны, спасаясь от расстрела и с целью срочно занять линию обороны для ответного огня противнику, круто ушла влево по полю, через кукурузу и огороды пока не зашли на хутор Червоносельский, свой последний бастион из 6-8 домов.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
Через дорогу смерти от хутора в селе Червоносельское стоял казачий корпус террористов, прикрывая атаку россиян.
Вмиг уничтоженная техника, разорванные и сгоревшие машины и люди, которые сразу превратились в 200-е и 300-е, разбросанные по бескрайнему полю. В тот момент смерть стала царицей местных полей со своим характерным цветом и запахом, а жизнь каждого превратилась в рулетку с секундомером в руках дьявола.
Потом был новый бой, в окруженном россиянами хуторе Червоносельском. Хутор обстреливали также из танков и бэтеров, периодически простреливался снайперами и забрасывался 120-ми минами из 8 минометных расчетов по периметру кольца.
Фото epa.eu
Где-то в самом защищенном месте хутора, в подвале был госпиталь с десятками 300-х простреленных, поломанных, разорванных - со стонами, криками и матом страдающих от отсутствия обезболивающих.
У медиков Яра и Кошки руки и вся одежда была в крови, уже не хватало перевязочного материала. А под ногами горела земля, по ходу боя мы уничтожаем 2 российских танка, 4 БТРа и взяли в плен 8 российских десантников и танкистов прославленной Псковской дивизии ВДВ.
Ближе к вечеру белый российский флаг на танке, по которому я стрелял из РПГ и зацепил заднюю часть корпуса, второго заряда под руками не оказалось. Потом переговоры с россиянами сначала от Гала, замкомбата по вооружению, потом от Яцыка, командира 2-го взвода, опять звучит требование сдаться, но сначала передача российских пленных в обмен на гарантию получения статуса военнопленных и сохранение жизни нашим 300-ым, пауза до утра 30.08.2014.
Фото Facebook.com/igor.gevko.3
Как только появилась иллюзорная возможность найти своих погибших товарищей, мы: Брокер, Сет и Крук вышли в поле брани накрыть и обозначить найденных 200-х.
Нашли многих, накрыли чем могли, чтобы потом забрать, но этим планам не суждено было сбыться - казацкие снайпера и вернувшиеся на танках россияне заставили нас отойти на свои боевые позиции.
Ночь прошла в боевом режиме, хутор периодически обстреливался из минометов 120-го калибра. А с утра пристрелочная артподготовка наших позиций в близи хутора из дальнобойной артиллерии 152-го калибра с территории РФ. Жесткое требование сдачи в плен, в противном случае все будут сожжены градами.
А потом наступил момент истины для каждого из нас сделать свой осознанный выбор, может быть последний в жизни, принять вынужденный плен, будучи уже 300-ым и не способным вести активное сопротивление и борьбу, кто-то самостоятельно принял решение сдаться для того чтобы выжить и жить дальше.
Кто-то, как правило малые группы бойцов, остался на линии огня принять последний бой с оккупантами за Родину, после чего вышел самостоятельно из окружения с оружием в руках, иногда прорываясь с боями.
Этот "Иловайский котел" навсегда останется в наших сердцах, а вместе с ним и наши побратимы и боевые товарищи, которые там остались навсегда.
Это Самолет, Немо, Монгол, Коммунист, Шульц , командир 1-го взвода, г. Ирпень, Скиф, Тур, командир 1-й штурмовой роты, Восьмой командир взвода разведки, г. Хмельницкий, Ахим, г. Запорожье, Арсенал, пулеметчик, г. Ирпень, Полтава, г. Красноармейск, Франко, г. Нью-Йорк, Рэд, Улыбка, Мега, Банг, г. Александрия и многие другие, которых знал просто в лицо или даже не знал.
Вечная память павшим братьям в этой священной войне за единство и независимость Украины! Слава Героям Украины!
Как сообщали ранее podrobnosti.ua во время событий под Иловайском погиб 241 человек.
8 августа после ожесточенных боев добровольческие батальоны "Донбасс" и "Азов" зашли в Иловайск.
Через несколько дней под Иловайском террористы окружили украинских военных. Наши солдаты удерживали оборону 5 дней.
Всего, по оценкам podrobnosti.ua, в Иловайске находилось 300-400 бойцов, из которых минимум 109 попали в плен к террористам
Точное число убитых и раненных в боях под Иловайском неизвестно до сих пор.
Стоит отметить, что в Иловайске российских военных было в четыре раза больше, чем украинских силовиков и добровольцев.