Почему та или иная кандидатура на высокий государственный пост становится "спорной"? [ Редагувати ]

Биография каждого человека, который потенциально претендует на высокий пост, тщательно проверяется, чтобы выяснить, насколько эффективно, беспристрастно и честно будет выполнять человек свои обязанности на новом посту.
Существует ряд причин, по которым та или иная кандидатура претендента на высокий государственный пост становится "спорной".
Конфликт финансовых интересов
Эта ситуация возникает в случае, если претендент на государственный пост предположительно имеет финансовые интересы, которые могут повлиять на его будущие решения. Наиболее известным примером подобного конфликта считается ситуация, сложившаяся в 1961 году. Тогда президент Джон Кеннеди предложил на пост министра обороны США кандидатуру известного менеджера Роберта Макнамары. Макнамара долгое время управлял корпорацией Ford, имел в личном пользовании значительный пакет акций этой компании, которая, одновременно, выполняла многие государственные заказы. Чтобы разрешить ситуацию, Макнамара передал свои акции в доверительное управление, и конфликт был исчерпан. Он стал министром обороны. Впоследствии, претенденты стали заблаговременно предпринимать аналогичные шаги.
Предварительный конфликт интересов
Ситуация возникает тогда, когда назначенец ранее имел особые интересы в сфере, которой будет призван руководить, что может негативно повлиять на его объективность и беспристрастность.
Этот конфликт, например, возникает тогда, когда претендент работал или имел тесные связи в индустрии, которой будет управлять. В 1973 году в США по этой причине была отклонена кандидатура Роберта Морриса, который должен был возглавить Федеральную Энергетическую Комиссию США. Сенаторы решили, что Моррис обладает слишком тесными связями с нефтяной индустрией.
Также имеет важное значение репутация претендента на должность, точнее его взгляды. Президент Рональд Рейган был вынужден отозвать кандидатуру Сэма Хэрта, которого предлагал на пост Комиссии по Гражданским Правам. Хэрт подвергся атаке со стороны правозащитных организаций, которых не удовлетворяли взгляды претендента на ситуацию с охраной окружающей среды и правами сексуальных меньшинств.
Ныне президент Буш предложил кандидатуру на пост Генерального Прокурора США Альберта Гонзалеса, которого жестко критикуют за его работу в аппарате Белого Дома - в частности, его считают "архитектором" весьма противоречивой политики США по обращению с лицами, подозреваемыми в принадлежности к террористическим структурам. Гонзалесу также инкриминируют и его тесные связи со скандально известным энергетическим концерном Enron. Гонзалес работал в юридической фирме, обслуживавшей Enron, а после того, как занялся политикой, Enron финансировал его избирательную кампанию.
Обращается внимание также на личные связи президента и предложенной им кандидатуры: принято считать, что слишком большая близость к президенту во многих случаях может негативно повлиять на способности человека выполнять профессиональные обязанности. Подобная коллизия сложилась в 1993 году, когда Билл Клинтон предложил кандидатуру Уэбстера Хаббелла на пост заместителя Генерального Прокурора.
Аморальные или противозаконные действия
Ситуация возникает, когда кандидата на тот или иной пост уличают в действиях, которые противоречат общественной морали или закону. Вероятно, самым громким примером стал конфликт вокруг Рэймонда Донована. В 1981 году президент Рейган назначил на пост главы Министерства Труда. Донована обвинили в связях с организованной преступностью.
В конце 2004 года президент Джордж Буш предложил кандидатуру Бернарда Керика на пост главы Министерства Внутренней Безопасности. Кандидатура Керика, которого рекомендовал Бушу популярный экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, изначально не вызывала вопросов. Керик обладал яркой биографией, его можно было считать образцом "американской мечты". Он родился в семье алкоголиков, но достиг верхов - служил в военной полиции, позже сделал блестящую карьеру в полиции Нью-Йорка, где провел успешные реформы и великолепно проявил себя во время терактов 11 сентября 2001 года.
Керик даже опубликовал автобиографическую книгу "Блудный Сын"( The Lost Son), которая приобрела высокую популярность. Однако через неделю после заявления Буша, Керик снял свою кандидатуру, а Джулиани принес извинения президенту, поскольку журналисты выяснили, кроме всего прочего, что кандидат на министерство нанимал на работу в качестве няньки женщину, незаконно находившуюся в США, и не заплатил соответствующих налогов (по иронии судьбы, Керик на новом посту был обязан бороться с нелегальной иммиграцией). Позднее вскрылись иные малосимпатичные подробности биографии Керика, но наличия нелегальной няньки оказалось достаточным, чтобы "похоронить" амбиции бывшего полицейского.
Керик стал не первой жертвой "нелегальных нянек". В 2001 году по аналогичной причине не стала главой Министерства Труда Линда Чавез, чья кандидатура также была предложена Бушем. Предшественник Буша, Билл Клинтон, в 1993 году предлагал на пост Генерального Прокурора США сперва Зое Бэйрд, а позже Кимбу Вуд. И в том, и в другом случае выяснилось, что "служители закона" пользовались трудом нелегальных иммигрантов и не платили соответствующих налогов.
Недостаточная квалификация
Подобный конфликт возникает в случае, если претендент на пост не обладает необходимыми для данной работы знаниями и опытом, либо, а также, если данное назначение является "компенсацией" президента за ранее оказанную помощь, например, за особо крупные пожертвования в ходе избирательной кампании.
Президент Джордж Буш предложил кандидатуры 44 новых послов США, 30 из них были крупными донорами его избирательной кампании. Сенат заблокировал две номинации - Бушу пришлось подбирать новых послов в Испанию и на Барбадос.
В 1968 году президент Линдон Джонсон предложил кандидатуру Рутерфорда Потса на пост заместителя главы Агентства Международного Развития. Во время обсуждения данной кандидатуры Потсу припомнили, что он неудачно руководил работой подразделения данного агентства, действовавшего в Южном Вьетнаме.
Иные причины
Проблемы претендента связаны не с его биографией и личностью, а с иными факторами, например, со взаимоотношениями партий и президента.
В истории США есть много примеров, когда кандидатуру отзывают "в обмен" на назначение иного человека на другой пост.
Калвин Маккензи, автор исследования "Политика Президентских Назначений, считает, что в ряде случаев на судьбу претендентов на ту или иную должность оказывают влияние сразу несколько факторов. Например, в 1990 году Джордж Буш предложил кандидатуру Фредерика Врилэнда на должность посла в Мьянме (Бирме). Врилэнда критиковали по трем причинам: во-первых, из-за его публичной критики в адрес правящих в Мьянме военных, которые обвиняются в массовом нарушении гражданских прав и свобод населения страны; во-вторых, из-за того, что кандидат некогда работал в ЦРУ; в-третьих, Врилэнду припомнили и его работу послом в Италии - он находился в Риме в момент покушения на Иоанна Павла II и, по мнению сенаторов, уделял мало внимания возможным связям арестованного турецкого террориста Али Агджи с Болгарией и СССР. В результате, Джордж Буш отозвал кандидатуру Врилэнда.
Маккензи подсчитал, что за период с 1953 по 1993 год президенты США в общей сложности предложили 230 "спорных" назначений. Из них 102 кандидатуры были сняты или отклонены. Статистика также показывает, что главными причинами "неназначения" были нарушения законов, совершенные претендентами в прошлом, и конфликты интересов.
Вероятно самая редкая ситуация сложилась в 1865 году: президент Абрахам Линкольн назначил банкира Эдвина Моргана главой Министерства Финансов - в тот же день Морган уведомил Линкольна и Сенат, что не хочет заниматься подобной работой.