Чернобыльская АЭС. Обогащение полураспадом или Черная дыра для бюджетных средств? [ Редагувати ]

Со стороны кажется, что на Чернобыльской АЭС можно получить только повышенную дозу радиации и ничего больше. Оказывается, стратегический объект, место сосредоточения внимания украинской и мировой общественности, вполне возможно превратить в "черную дыру", в которой бесследно исчезают бюджетные (и не только) деньги. Может, радиация действует?
К счастью, радиация здесь ни при чем. Похоже, проблема проста и тривиальна: несколько государственных служащих и приближенных к ним бизнесменов сумели за последнее время вдохнуть новое качество в понятие "Чернобыльская АЭС". С недавних пор группа товарищей стала проводить программу по реабилитации образа ЧАЭС, правда, судя по документам, не забывала и о собственных интересах. По странному стечению обстоятельств товарищи были ответственными и пребывали на государственной службе, непосредственно связанной с атомной станцией. Во всяком случае, об этом говорят факты, изложенные в отчете Счетной палаты о результатах проверки использования в 2003 году бюджетных средств для поддержания объекта "Укрытие" в безопасном состоянии. "АиФ" стали известны некоторые подробности содержания этого документа.
Например, стоимость достройки производственно-отопительной котельной (ПОК) на станции, в декабре 1999 года определенная в 23,3 миллиона долларов, в итоге выросла почти до 40 миллионов. Кстати, есть данные, что на момент подписания распоряжения Кабинета министров о строительстве ПОК котельная находилась в состоянии 65-70-процентной готовности. К началу работ по строительству были готовы стены и крыша основного корпуса, включая кровлю. Полностью выполнены работы по закладке фундаментов для котлов, технологических каналов, сделана бетонная подготовка пола. Котлы были установлены там, где им положено стоять, хотя и стали жертвами атак "охотников за металлом". Получается, что миллионы иностранных средств были "наварены" практически на пустом месте. Западные предприниматели, наверное, сильно бы удивились, если бы авторы схемы увеличения расходования государственных и спонсорских средств раскрыли им секреты достижения такой прибыльности на ровном месте. Стоит ли после этого удивляться, что Запад отказался помогать Украине достраивать реакторы на Хмельницкой и Ровенской АЭС. И в США, и в Западной Европе деньги считать умеют, и очень не любят, когда их вводят в заблуждение.
Не менее загадочная история связана с одним акционерным обществом с красивым названием, имевшим задолженность перед ГСП ЧАЭС на сумму около 6 миллионов гривен. Обычно в таких случаях кредитор пишет должнику сначала холодно-вежливые, потом устрашающе-грозные письма, терпеливо просит, а потом настойчиво требует вернуть долг. В конце концов, терпение кредитора (заемщика) лопается, и он подает на дебитора (должника) в суд. Нормальное цивилизованное развитие событий, сценарий которого известен большинству субъектов хозяйственной деятельности в Украине. Но чиновники, занимающиеся проблемами ЧАЭС, изобрели нехитрый, но, похоже, очень коммерчески выгодный велосипед: заключили договор поручительства с малоизвестной компанией и, получив от неё вексель на сумму, почти равную задолженности, и еще десятки тысяч гривен на расчетный счет, по существу, списали долг акционерного общества. Если учесть, что это АО до сих пор находится в стадии санации, то безвозмездная помощь в размере более миллиона долларов от ГСП "ЧАЭС" для него - просто манна небесная. Почему-то сложно поверить, что на подобный аттракцион неслыханной щедрости руководство ЧАЭС пошло, опираясь исключительно на христианские добродетели.
Кроме того, не секрет, что несмотря на огромные суммы финансовой помощи и кредитов, направленных Европейским банком реконструкции и развития, а также средств, выделенных из и без того скудного бюджета Украины, предназначенных для повышения безопасности ЧАЭС, работы идут очень медленно, наблюдается срыв графиков практически всех существующих программ. При этом руководство станции с олимпийским спокойствием продолжает сетовать на недостаточное финансирование.
Наверное, мы и вправду привыкли к злоупотреблениям госслужащих, если спокойно смотрим, как государственные средства растворяются в воздухе. Но ЧАЭС - не просто объект экономической инфраструктуры Украины, а проблемная точка на карте Европы, сфера ответственности нашей страны перед Старым Светом. Сегодня даже неспециалисты знают, что на скорую руку сооруженный над четвертым блоком ЧАЭС саркофаг, которым мы отделены от радиационного излучения, не вечен. Это только временное укрытие, лишь скорлупа, скорее с психологическим, чем с по-настоящему защитным эффектом. И если объект "Укрытие-2" не будет возводиться надлежащими темпами, с соблюдением всех технических требований, то негативные последствия бесконтрольного распределения средств могут вылиться в масштабную техногенную катастрофу. Неужели чиновники не знают, что играют с огнем? На что они надеются?
Не менее интересен и другой вопрос: что необходимо делать? Ответ понятен. Достаточно ввести, наконец, простую практику - государственное руководство объектов, представляющих гипотетическую техногенную опасность, должно работать в условиях постоянного финансового мониторинга и контроля со стороны независимых организаций. А преступивших черту закона и здравого смысла чиновников нужно безжалостно наказывать. И не только ради защиты интересов государства, но и для защиты нашего будущего, будущего всех людей, живущих в Украине и соседних странах.
Петр Панченко
Материал опубликован в газете "Аргументы и Факты" 20 января
Справка АиФ:
В 1995 году все необходимые будущие строительные расходы на ЧАЭС, связанные с обеспечением безопасности, вместе со стоимостью строительства саркофага оценивались в 358 миллионов долларов, а в 1998 эта сумма выросла уже почти до 760 миллионов долларов. В 2004 году она превысила миллиардную отметку и достигла 1 миллиард 91 миллион долларов. Что интересно: растет не финансовый ресурс необходимых работ, а оценка стоимости идущих и готовящихся строительных мероприятий. Причем новый саркофаг должен выйти на сцену этого "театра трагедии" примерно лет через десять, а показательная демонстрация начала ремонта старого саркофага, возможно, будет начата в этом году, но пока гарантий этому никто не дает.