Томенко: Я езжу на метро: там нет моих политических оппонентов [ Редагувати ]

Мало найдется журналистов, которые не считают Николая Томенко своим другом и помощником. Правда, пообщаться с главой парламентского информационного комитета было гораздо проще, чем с вице-премьером по гуманитарным вопросам. Но этому есть объективные причины: загруженность Николая Владимировича многократно возросла, добавилась масса новых обязанностей. По собственному утверждению Томенко, ему, привыкшему к постоянному движению, очень трудно целые дни проводить в своем кабинете. Наше интервью, для которого Томенко по старой дружбе выделил часок в выходной день, пришлось несколько раз откладывать: то встреча с премьер-министром, то короткие совещания с министрами. А во время самой беседы в качестве фона бесконечно трезвонил мобильный телефон...
- Николай Владимирович, вас невозможно застать на месте. Столько дел, обязанностей... Но и полномочий, наверное?
- Не скажите! Мы - единственное правительство, где премьер и вице-премьеры с большим пониманием относятся к тому, что у них отбирают полномочия. Задача вице-премьеров в этом составе Кабмина - осуществлять стратегический контроль, а не делить лицензии на медикаменты или определять, кто победит в том или ином тендере. Все эти полномочия мы передаем министрам. Таким образом, у нас впервые появились самостоятельные и влиятельные министры, правда, с большими обязательствами и ответственностью. Ведь если говорить о старой схеме, то ее можно охарактеризовать как коррупционные взаимоотношения. Как действовала система координат? Это была своеобразная "украинская цивилизованная система коррупции", когда каждый прекрасно знает правила игры и действует в их рамках. Возьмем, допустим, милицию. Есть соответствующий вице-премьер, есть министр, есть государственное предприятие. Система лоббирования и "откатов" строилась по такому принципу: каждый должен был приносить в высокие кабинеты определенный процент. Скажем, я работник ГАИ, заплатил за "хлебное" место, где мне разрешили поставить знак "ограничение скорости". За то, что я получил такую честь, я должен каждый месяц приносить в районное управление ГАИ четко определенную сумму. И такая система была на уровне всей государственной власти, включая правительство. Поэтому я считаю, что нынешняя система власти, когда вице-премьер-министр отделен от принятия конкурсных, тендерных и других решений, позволит разорвать эти коррупционные цепочки.
- Вы уже немного разобрались в сфере ваших полномочий. Какие отрасли, на ваш взгляд, самые запущенные?
- Трудно определить - что хуже, что лучше. Так, исторически сложилось, что деятельность правительства - это вечная рутинная работа, когда перед управленцем ежедневно возникают сто проблем, из которых он реально может решить две-три. А все остальные не решаются, откладываются и так далее. Соответственно, за две недели решается около десятка проблем. Почему так происходило? Потому что логика правительства была такой: есть бюджет и есть полномочия. И в пределах этих двух составляющих нужно работать. Как вы понимаете, такой подход не мог влиять на стратегию управления. Поэтому я хочу внедрить другую систему: чтобы вице-премьер не сидел и не придумывал, как решить ту или иную проблему, а определял приоритеты того, что мы делаем дальше. Допустим, мы говорим: государство способно в этом году обеспечить в пределах социальных стандартов деятельность всех музеев, библиотек и так далее. При этом мы понимаем, что для пропаганды украинской культуры в мире мы можем сделать три-пять серьезных проектов. Это означает, что мы придумываем схему поливариантного финансирования этих проектов и определяем сферу деятельности для каждой сферы - культуры, науки, медицины, спорта и так далее. Потому что если мы будем думать, как поделить бюджет и использовать чиновников, мы ничего не сделаем.
- Вы как вице-премьер продолжаете заниматься проблемами СМИ. После ваших заявлений в коллективах государственных СМИ начался "разброд и шатание". Никто не знает, что их ждет, и все боятся массовых увольнений. Хотелось бы услышать от вас: какая судьба ждет государственные телеканалы, газеты, радио?
- Да, некоторые правительственные инициативы уже вызвали сопротивление. Я хочу подчеркнуть: мы - первая власть, которая отказывается от своих, "властных" медиа. Помните, нас обвиняли: мол, когда они придут к власти, они тут же откажутся от своих деклараций, в том числе по поводу государственных СМИ. От нас многие ждали, что мы, придя к власти, по привычке будем день и ночь по УТ-1 крутить Ющенко и, как и прежде, обманывать украинский народ. А мы говорим: нет, ребята, это ценности. А от ценностей мы не отказываемся. Ну, не может областная телерадиокомпания на деньги налогоплательщиков рассказывать всем, какой их губернатор хороший. Другое дело, как создать механизмы реорганизации этих СМИ с наименьшими потерями - начиная от Первого Национального и заканчивая газетой райгосадминистрации. В перспективе все подобного рода медиа должны стать проектами, за которые несут ответственность работающие там журналисты, и территориальная община, которая вкладывала в это средства и хочет, чтобы газета развивалась. Все это хорошо в теории, но во всех государственных СМИ работают живые люди. Профессиональные или непрофессиональные - это другой вопрос. Но нужно сделать так, чтобы они не стали заложниками ситуации. Поэтому мы сейчас определяем стратегию для каждого отдельного случая: где-то нужен закон, где-то можно провести эксперимент. Я встречался со многими главными редакторами, и все они говорят: если вы покажете нам четкую схему выгодных условий для приватизации, помещения и оргтехнику, мы способны конкурировать с коммерческими изданиями. Ну, давайте попробуем. А так на сегодняшний день только по Киеву на государственные СМИ в бюджете предусмотрено двадцать с половиной миллионов гривен! В областных центрах и в районах - десятки миллионов. В общей сложности на финансирование государственных медиа прямо или косвенно идет до миллиарда гривен. Я считаю, что для бедной страны, каковой мы до сих пор являемся, это преступление против людей. Поэтому наша стратегическая цель - вывести эти СМИ из-под опеки государства и сделать их независимыми. Если говорить конкретно о национальной телерадиокомпании, то задача номер один - ускорить ее превращение в формат общественного вещания с меньшей зависимостью от государства, с меньшим акцентом на деятельность чиновников и так далее. Но это не означает, что мы забыли о коммерческих средствах массовой информации. Если кто-то думает, что на Первом Национальном будет общественное телевидение, а на остальных каналах - антиобщественное, он ошибается. Для нас важно, чтобы все СМИ руководствовались общественными ценностями в освещении тех или иных проблем. Мы недавно обсуждали некоторые вопросы с руководителями украинских телеканалов. И решили, что владельцы телевизионных СМИ, не дожидаясь новых редакций информационных законов, будут подписывать редакционные соглашения между руководителями и коллективом, где будут определены четкие правила: что может делать журналист, что может делать владелец. Речь идет об официальном закреплении тех вещей, которые стали нормой после "оранжевой революции". И не нужно ждать принятия законов: мы сейчас говорим о том, чтобы выписать корпоративный этический кодекс взаимодействия между журналистами и руководителями СМИ. Что это дает на выходе? Мы должны выйти на качественное, конкурентоспособное и доступное медиа-пространство. Под качеством, кроме всего прочего, подразумевается раскрытие понятия "национальный информационный продукт". Нужен стимул, чтобы делать собственные программы, ток-шоу, сериалы и так далее. И задача правительства - сделать так, чтобы делать национальный продукт было выгодно и престижно.
- Можно "шкурный" вопрос? Многие журналисты чуть ли не с теплотой вспоминают пресс-службу бывшего президента и премьер-министра. Сейчас нас никуда не приглашают, а чтобы аккредитоваться на какое-то событие в Кабмине, нужно приложить нечеловеческие усилия. По привычке обращаюсь к вам: вы будете что-то делать, чтобы упростить общение чиновников и прессы?
- Я уже обратился к аппарату Кабинета министров, чтобы они выработали приемлемую модель для общения журналистов и членов правительства. Поверьте, это не только проблема журналистов, я точно так же от этого страдаю. Ведь если ко мне должны прийти телевизионщики с камерами, то мой аппарат полдня занимается их аккредитацией и пропусками. К сожалению, доступ в Кабмин из соображений безопасности пока затруднен. Поэтому один из вариантов, которые мы обсуждали, - создание пресс-центра в центральном помещении Кабмина, где была бы возможность пообщаться, выпить кофе, срочно передать информацию или провести прямое включение. В любом случае, аккредитация журналистов будет максимально упрощена.
- Вы были инициатором "выездного заседания правительства" на Ледовом стадионе. Не знаю, как члены правительства, но журналисты были в восторге от этого события. Надеюсь, подобные акции будут повторяться? Вы что-то говорили о массовом походе в театр...
- Общий подход таков: правительство должно быть максимально открытой командой людей, которые не боятся за свои поступки и демонстрируют свои ценности и приоритеты. Допустим, если мы призываем наших граждан вести здоровый образ жизни и заниматься спортом, то первый, кто должен это сделать, - украинское правительство. Или если мы призываем детей читать книжки и заниматься самообразованием, то первыми должны показать пример. Другими словами, члены правительства должны сами показывать те стандарты, соблюдения которых они требуют от граждан. Правительство должно быть законодателем моды в обществе, и мы ищем варианты, как наладить постоянную связь с людьми. Не секрет, что известные политики всегда определяли моду и настроения людей. Если, допустим, жене бывшего президента нравился какой-то певец, то можно было быть уверенным, что все концерты этого артиста проходили под патронатом главы государства. К сожалению, при бывшей власти украинская элита была немного на втором плане. Поэтому я предлагаю членам правительства участвовать во всех резонансных и важных для общества мероприятиях. После спортивного старта для нас очень важна сфера искусства, поэтому я предложил своим коллегам в ближайшее время посетить один из киевских театров. Я думаю, такие мероприятия с участием всех членов Кабмина помогут отказаться от такого понятия, как "отраслевая ответственность". Есть команда, которая должна быть в курсе всех проблем и поддерживать друг друга в их решении.
- Насколько я поняла, вам повезло с премьер-министром, в том числе, и в смысле неординарных решений. Юлия Владимировна легка на подъем?
- Да, это уникальный случай в моей карьере, когда мои неформальные идеи находят поддержку у коллег. Раньше я работал с политиками, которые были гораздо более тяжелы на подъем, у них были свои слабости, проблемы, они были не такие спортивные и активные. Но у меня такой характер, что если мне скажут, что через пять минут на другом конце города происходит что-то очень интересное и важное, я тут же сорвусь с места. Нам как правительственной команде очень важно показать, что мы такие же, как украинские граждане. Наше отличие лишь в том, что мы немного больше знаем и имеем определенную общественную поддержку для того, чтобы менять жизнь к лучшему. Поэтому мы должны быть на шаг впереди и, возможно, рисковать больше.
- Вы еще скажите, что откажетесь от служебных машин и многочисленной охраны, чтобы быть ближе к народу...
- О, кстати, хорошо, что напомнили. Мы все как-то привыкли к образу министра или вице-премьера, который ездит на бронированной машине с двумя охранниками. Когда я вступил в должность, мне один охранник сказал: "Николай Владимирович, вы были всю жизнь в оппозиции, наших правил не знаете. В общем, у вас есть две вакансии помощников, которые на самом деле охранники". Я спрашиваю: зачем мне два охранника? Ответ: "Ну кто-то же вам должен дверцы в машине открывать"... Меня это, честно говоря, немного удивило. Да, мне по наследству от прошлого правительства достался неплохой "мерседес", но езжу я в нем один с водителем. И сам открываю дверцу!
- Ну, насколько я знаю, вы и общественным транспортом не брезгуете...
- Да, недавно я был в театре, потом встречался с артистами, было поздно, и я отпустил водителя. Вышел, не смог поймать такси и поехал на метро. Я могу себе позволить ездить на метро, поскольку нет опасности встретить там моих политических оппонентов. Что касается идеологических оппонентов - бабушек и дедушек, поддерживающих Витренко или Симоненко, - то они хоть со мной и не согласны, но, думаю, уважают.
- Вас контролеры узнают, пропускают бесплатно?
- Ну, я же дважды льготник. Во-первых, как участник боевых действий в Афганистане, а во-вторых - как народный депутат. Но вы же видели мою декларацию: я человек небедный, хотя, конечно, по сравнению с другими народными депутатами не так уж и богат. Правда, они декларировали по 25 тысяч в год, а я - немного больше. И поскольку в этом году я задекларировал доход в 231 тысячу гривен, то могу позволить себе купить жетон на метро...
Беседовала Виктория Чирва, "Столичные новости"