Чем пахнет отсутствие денег? [ Редагувати ]

Все течет, все изменяется. Только музыка воды - вечна. Нехитрая философия. Как спор правого с еще более правым. Виновного с другим виновным. Как история без начала и конца.
"Так пахнут деньги", - сказали в свое время американцы о зловонии на одной из городских свалок. А как - или точнее - чем пахнет их отсутствие, - наверняка ответят в Борисполе: канализационными стоками. Хотя, вычерпав всю воду, при желании, все-таки можно добраться до сути.
Огорожено забором, но не охраняется. Значит - ценности не представляет. Или просто не доходят руки. А скорее - и то и другое. Брошенное почему-то всегда плохо пахнет. Как в этом дворе на окраине Борисполя. Эти люди давно называют себя изгоями. С тех пор, как поняли, что никому не нужны. Мы тоже поняли, но кое-что другое. Запах - тот же индикатор: зеленый - все спокойно, а красный - значит, жизни нет.
Галина Шорская, жительница Борисполя: "В квартплату входит дворник, сантехник, слесарь. У нас же такого нет. За что мы должны платить? А то, что канализация не качается, люди же не виноваты. Рассказывает нам наш начальник - вот мы вам построили дом. Спасибо, но мы же не виноваты, что бензин, солярка подорожали и вы не можете ее купить? Сказали, раз квартиры приватизированы, значит - все, вы у нас с учета сняты. Обращаемся к мэру города, а он нам говорит, - мы вас на учет не приняли".
Круговорот воды в природе. Галина демонстрирует бориспольский вариант: открывает в кухне кран и моет посуду. Что при этом происходит - мы видим во дворе: из-под тяжелой крышки люка, и без того покрытого водой, нечистоты рвутся наружу. Местные жители говорят, что так бывает каждый раз, когда в домах, расположенных напротив, пользуются канализацией.
Городской житель скажет: наверное, забиты трубы стоков. Сельский возразит: здесь давно не чистили выгребную яму. И окажется прав. Содержимое ямы - на детской площадке, у подъездов и в подвалах домов - второй год отравляет жизнь всему микрорайону. Но случилось то, что должно было случиться.
Анатолий Бондарь, начальник УКХ Борисполя: "Яму мы там до конца не исследовали. Но вообще-то один дом обратился ко мне. Мы откачали 20 машин. Они заплатили деньги. На этом все. Второй дом вообще не обращался".
Главный коммунальщик Борисполя знает свое дело. Его система - хозрасчет. Вечером - деньги, утром - стулья. Позиция руководителя проста и понятна. Убытки никому не нужны. Но, если верить местным жителям, коммунальное предприятие однажды все-таки поработало даром. Когда во дворе на окраине Борисполя появилась съемочная группа, коммунальщики усердно создавали видимость заботы о злостных неплательщиках. с легкой руки мэра. Машины, одна за одной, откачивали нечистоты, а чиновники во дворе говорили о туманных перспективах...
Александр Гануш, начальник КП "Бориспольводоканал": "Насосная станция при минимальных затратах обойдется около 45-60 тысяч гривен. Все очень быстро можно сделать, было бы финансирование!"
А финансирования как не было, так и нет. Кто же будет спонсировать очистку выгребной ямы, если жильцы давно стали собственниками своих квартир?
Александр Никитюк, начальник Сельскохозяйственного управления Министерства обороны Украины: "Жилье все приватизировано и, в соответствии с законом, жители должны ремонтировать жилье и прилегающие территории за счет своих средств. Мы предлагали создать ЖЭКи, но на это никто не идет. А город категорически отказался, несмотря на то, что имеет специализированные коммунальные предприятия, которые обязаны заниматься теми делами, ради которых они созданы".
Эти дома строили военные. По заказу города для работников совхоза "Бориспольский". Совхоза, принадлежащего Министерству обороны. Но это было давно, в те времена, когда о хозрасчете еще никто и не слышал.
Галина Шорская, жительница Борисполя: "Обращались в нашу санитарную станцию, сказали: территория их, а ведомство не их. Поехали в областную, те тоже так сказали: вы наче на нашей территории, но вы нам не подчиняетесь. Поехали в санстанцию Министерства обороны - приезжали, смотрели, залито было очень у нас, даже тепло вовремя не включали, акты писали, - все, больше ничего. Никто ничего не думал, что оно такое будет, мы не думали, что так получится. Нас никто в известность не ставил, что так будет: что если приватизируешь, то останешься за бортом".
Сколько не старайся, расходовать воды меньше все равно не получается. Так происходит в семье Галины, то же и в других семьях, живущих в злополучном микрорайоне. Правда, мэр Борисполя говорит, что проблемы с очистными сооружениями - у всего города.
Александр Придатко, мэр Борисполя: "Наши так называемые "очистные сооружения" не отвечают никаким санитарным требованиям. Они находятся возле лучшей в Европе взлетно-посадочной полосы. Это обычные пруды, куда сбрасывают все нечистоты города".
Оказывается, с экологией в Борисполе совсем плохо. и местному руководству есть над чем ломать голову. Каких-то 500 метров отделяет городские очистные сооружения от границ аэропорта. Борисполь - единственный воздушный порт страны, где озера нечистот расположены так близко от взлетно-посадочной полосы.
Вряд ли смрад, стоящий в округе, причиняет неудобства пассажирам авиарейсов. Их защищают толстые стекла иллюминаторов. Да и время, которое проходит с момента погрузки в самолет до отрыва колес машины от широкой бетонной полосы - слишком незначительно. Но враг подстерегает с другой стороны. Птицы - обыкновенные утки и
чайки - облюбовали деревья возле озер с фильтратом и в поисках корма часто перелетают "взлетку". В "Борисполе" уже были случаи, когда из-за птиц аэробусы совершали аварийные посадки. Только средства, которые нужны для постройки новых очистных сооружений не идут ни в какое сравнение с другой суммой. Той суммой, что поможет решить проблему отдельно взятого микрорайона. Над ним тоже заходят на посадку самолеты...
Александр Никитюк, начальник Сельскохозяйственного управления Министерства обороны Украины: "У нас есть возможность дать технику для того, чтобы отрыть канализацию, частично поучаствовать в изыскательских работах, взять определенные затраты на себя. Но нельзя людей бросать. Так бросать, как город их бросил, - и выживайте, как хотите".
Но жители боролись, добивались ясности. "Вы чьих будете?" - знаменитый вопрос из сказки про кота в сапогах никому не давал покоя. Как не давала покоя сточные воды во дворе. Которые зимой превращались в каток для детей, а летом малыши пускали здесь бумажные кораблики. Микрорайон изгоев живет своей, обособленной жизнью.
Александр Придатко, мэр Борисполя: "Я так думаю, что в любом случае нам придется. Но это уже к новому созыву депутатов, городской голова, который будет выбран - еще неизвестно кто - будет принимать решение, чтобы все-таки забирать его на баланс".
Централизованную систему канализации не предусмотрели с самого начала. Проект типовых пятиэтажек городские службы завизировали с выгребными ямами. Военные и построили. По тем временам, - неплохая экономия. Но где тонко, там и рвется. Сегодня сэкономить хотят и те и другие. В одиночку финансировать подключение к центральной канализации целого микрорайона, по всей видимости, для обеих сторон накладно. А компромисс пока не найден.
Александр Придатко, мэр Борисполя: "Переговоры продолжаются не один год. Мы научены горьким опытом. Один военный микрорайон уже приняли, но другая сторона не выполняет свои обязательства".
Александр Никитюк, начальник Сельскохозяйственного управления Министерства обороны Украины: "Они за наш счет построили себе жилье, сняли проблему эту, теперь хотят и канализацию еще за наш счет построить".
Кто знает, насколько затянется решение проблемы? Гражданские и военные не всегда находят общий язык. А драгоценное время уходит. Время, которое так долго тянется для жителей одного из микрорайонов Борисполя. Время, проведенное наедине со своими бедами. Время "Ч".