Павел Климкин: Нарушение перемирия - путь в никуда [ Редагувати ]


Несмотря на нарушения режима прекращения огня, шаткого мира удалось достичь. Пройти по тонкой грани выполнения условий Минских соглашений стало ответственной задачей мировых лидеров. Отклонение от договоренностей приведет к жесткой реакции мирового сообщества.
Об этом в интервью "Подробностей недели" рассказал министр иностранных дел Павел Климкин.
Все ждали нуля часов. Сейчас прошли уже практически сутки. Так что – сейчас мир?
- Этот день действительно мирный. У нас есть нарушения прекращения огня. Мы имеем проблему с доступом наблюдательной миссии ОБСЕ, в том числе и в Дебальцево. Но в целом по сравнению с последними днями и неделями, это уже совсем другая ситуация.
Что говорят европейцы? Часто вы с ними общаетесь?
- Каждый день происходили десятки, я совершенно не преувеличиваю, именно десятки телефонных разговоров между мировыми лидерами. И сейчас - это ответственность общая. Ответственность конечно, России и поддерживаемых Россией террористов. И общая ответственность Евросоюза за то, чтобы мы достигли мира.
Если мы упустим этот шанс, и сегодня об этом говорили многие европейские лидеры и министры иностранных дел, я вот сегодня разговаривал со многими из них, то мы будем просто нигде. Все это очень хорошо понимают, и реакция мирового сообщества на нарушение обязательств будет очень жесткой.
А что дальше? Мы будем оттягивать тяжелую артиллерию, будем ждать развязки ситуаций в Дебальцево?
- Отсчет не просто пошел, а СНБО четко заявила: мы готовы к этому, мы приготовили для этого соответствующие площадки. Но миссия ОБСЕ должна сказать, что это началось с обеих сторон. Не может быть одностороннего прекращения огня, как то, когда мы делали несколько месяцев назад, когда наши герои и наши воины погибали.
И не может быть одностороннего отвода тяжелой артиллерии - это все должно происходить очень четко, синхронно, скоординированно, и под контролем ОБСЕ - это единственный путь вперед.
Там есть еще один пункт - надо выводить иностранцев, наемников. Как с этим быть?
- Ну, во-первых, весь мир уже давно смеется российских утверждений, российской техники там нет. Однако, неизвестно откуда она там взялась, возможно, она приобретается террористами в Африке, но все равно попадает через российскую границу. Во-вторых, нам нужно международное присутствие в Донецке и Луганске.
Нам нужно расширить присутствие наблюдательной миссии, чтобы миссия видела, где есть российские войска и где есть российская техника, и все это реально контролировала. И все это именно то, что говорит миссия - будет основной для всего мира чтобы наблюдать - российские войска там, начался ли их вывод. И это ключевой залог политического процесса.
Сейчас, когда Минские договоренности подписаны, нужна ли нам и в дальнейшем американское оружие?
- Мой тезис очень прост: нам нужно оборонительное оружие. Оборонительное оружие нам нужно для мира, а не для войны, как используют российское оружие террористы из Донецка и Луганска. Нам нужно оружие, чтобы отражать атаки, чтобы отражать атаки на мирных жителей Донецка и Луганска, на наши вооруженные силы, и в том смысле, именно оборонительное оружие, я подчеркиваю, именно оборонительное оружие будет способствовать стабилизации ситуации. Это не атакующее оружие, это очень хорошо понимают в Вашингтоне, в других столицах. Конечно, процесс дальнейших решений будет зависеть от мирного процесса.