Проблема беженцев грозит расколом Евросоюза (видео) [ Редагувати ]

Европу уже которую неделю лихорадит. Беженцы способны сломать и существующую расстановку сил, и отношения между странами испортить, и чуть ли не шенгенскому соглашению положить конец.
Прозрачность границ - один из основополагающих принципов ЕС. Но теперь страны закрывают границы.
Вот, к примеру, Венгрия может закрыть границу с Хорватией. Только за минувшую субботу в страну попали почти 10 тысяч мигрантов.
Мы уже показывали материал с греческого острова Лесбос - там, куда каждый день тысячи беженцев попадают по морю.
Сегодня расскажем о том, как они преодолевают последние мили своего длинного путешествия в Европу, переправляясь из Сербии в Хорватию и Венгрию. Корреспондент Алексей Пшемысский расскажет больше.
Сирийцы, афганцы, иранцы, пакистанцы. Каждый день и каждую ночь в это небольшое сербское село Беркасово приезжают сотни автобусов. Добраться сюда из Белграда стоит 60 евро. В их путешествии это последняя точка перед Евросоюзом.
Вот в 200 метрах за теми деревьями уже начинается Хорватия. Как видите, границу здесь защищает только вот этот шлагбаум с очень символичной надписью на английском "Нет границ".
Вокруг на километры ни полиции, ни пограничников. Перейти границу здесь может любой.
Мы приехали сюда на рассвете, думая, что под покровом темноты узнаем все тонкости нелегального пересечения границы. Но оказалось, беженцам здесь не мешает никто.
Тысячи людей, не знающих ни одного европейского языка, без медицинских справок, и средств к существованию не нужны ни Сербии, ни Венгрии, ни Хорватии.
Пропустить их транзитом через свою территорию, как можно быстрее - вот главная задача.
Мигрантов встречают волонтеры. Фрукты, бутерброды, печенье, вода - меню на любой вкус.
- Может крекеры, или еще что-то? Берите все что хотите.
- Мне один банан.
У Рами в Дамаске был ресторан. Говорит. работал даже когда начались обстрелы. Но однажды, когда снаряд упал недалеко от входа, он забрал семью и бежал:
- И что теперь с вашим рестораном?
- Я не знаю что теперь. Я спас семью. Это самое главное.
В пути они уже месяц.
Теперь еду в Германию. Правда, я не знаю, куда идти", - рассказывыает беженец из Сирии Рами
Под надзором одинокого сербского полицейского Рами с сотнями других нелегально пересекают границу. Впереди - заветный Евросоюз.
Самая большая опасность здесь это не полиция, заборы или пограничники, а тысячи мин, которые остались в этой земле еще со времен войны.
Через кукурузные поля беженцы пробираются до хорватской границы. На подъезде к хорватской границе огромные очереди фур - километров на 20.
- Долго тут уже стоите?
- 40 часов.
Из-за наплыва беженцев Хорватия закрыла границу для сербских машин. Сотни водителей живут прямо на трассе. Почти как беженцы, пока те пересекают границу совсем неподалеку, в поле. А дальнобойщикам приходится ждать.
- Это не будет Европа. Не нормально Европа - сирийцы, афганистанцы, иранцы, а мы ждем здесь. Почему ждем?
Закрытие официальной границы, следствие разногласий между Белградом и Загребом. Поссорилось из-за мигрантов.
Большая политика - на поле. Вот эта кукуруза еще принадлежит Сербии, а вот эта свекла уже хорватская.
Власти страны пытаются всеми силами выдворить мигрантов, минуя пограничные посты, потому что как только они пересекают вот эту черту, сразу же становятся проблемой соседней Хорватии.
Ожидая автобусов до Венгрии, беженцы спят прямо на местном кладбище. Кто-то опершись на надгробия, кто-то положив головы на более мягкие траурные венки. На улице здесь стремительно холодает. А днем мрамор прогревается на солнце.
"Нам сказали сидеть здесь, может, заберут в час или два. Не знаю сколько. Мы не можем никуда уйти отсюда", - рассказывает беженец.
Кто-то спит, кто-то успокаивает детей. При виде камеры несколько беженцев начинают дурачиться. Они знают, что из Европы их уже не депортируют.
Следующая точка пути - лагерь для беженцев Беременд в Венгрии. Здесь мигрантов регистрируют и отправляют в Австрию.
После этих кадров 2-недельной давности, когда беженцы штурмовали венгерскую границу, теперь тут дежурят военные с оружием.
Ивонна приехала сюда из Белграда. По 10 часов в сутки разносит для беженцев горячие напитки.
"Я тоже прошла войну в 90-х. Тогда было много беженцев, и поэтому я сочувствую им. Просто хочу добавить им хоть немного комфорта. Эти люди очень разные: есть очень богатые, есть очень бедные. Но война не жалеет ни тех ни других", - рассказывает волонтер в лагере для беженцев Ивонна Эйнджин.
Кому-то из них придется выживать на копейки социального пособия и искать самую черную и грязную работу. Кто-то с европейскими документами и достатком откроет тут бизнес и заработает в разы больше чем на родине.
На этой границе их испытания заканчиваются, но начинаются уже для самой Европы, где отчаянно пытаются показать, что справляются с кризисом, но пока что эти маленькие дети, женщины и мужчины в сандалиях рискуют рассорить вдрызг Евросоюз.