ИГИЛ в Брюсселе: как в Европе вербуют будущих террористов (видео) [ Редагувати ]

За эти забором начинается тот самый район Моленбек, который за последнюю неделю приобрел славу главного рассадника радикального ислама в Европе.
До центра Брюсселя отсюда всего 500 метров. Здесь такие же дома, такие же улицы, такая же архитектура, но стоит пройти хотя бы на 200 метров вглубь - и тут начинается уже совершенно другая Европа.
Здесь редко услышишь европейскую речь. Даже улицы называются, как в остальном Брюсселе. Из 100 тысяч жителей Моленбека большинство - алжирцы, сирийцы и марокканцы. Здесь только халяльные магазины, на улицах готовят марокканскую выпечку, а в кафе - традиционная кухня и сладкий мятный чай.
- Спасибо. Сколько с нас? - Три евро.
О том, что мы в самом центре Европы, напоминают только цены - в евро.
Парижские террористы братья Абдеслам, организатор терактов Абдельхамид Абауд. Все они жили в Моленбеке. Последнюю неделю тут не прекращается вой полицейских сирен.
Последнее время улицы здесь опустели. Окна зашторены. Двери закрыты. Местные боятся полицейских рейдов.
"У молодежи тут нет работы. Кто-то торгует наркотиками, другие сидят без дела, и им промывает мозги ИГИЛ", - рассказывает выходец из Марокко Сулейман.
Название района давно и прочно в заголовках мировых СМИ. Теракты в Мадриде в 2004 году, унесшие жизнь 200 человек. Убийства в еврейском музее в Брюсселе в прошлом году. Стрельба в скоростном поезде Амстердам-Париж. Каждый раз причастные - выходцы из Моленбека.
Увидеть девушку с ребенком без паранджи - здесь настоящее событие. Но ни пристальные взгляды арабских мужчин, ни возможное соседство террористов Николь не смущает. Она живет в Моленбеке уже 15 лет.
"Я никогда не боялась жить здесь. Конечно, после взрывов в Париже было сильно страшно за себя и ребенка", - признается жительница района Моленбеек Николь.
"Это - гетто. У людей нет денег, не хватает на образование. Терактам нет и не может быть оправдания. Именно здесь они находят молодежь, которую легко толкнуть на такое", - говорит Николь.
Среди парижских террористов мог бы оказаться и Йеюн Бонтинк. В 2011 году этот бельгиец из хорошей семьи впервые пошел в мечеть, а ровно через год с автоматом Калашникова оказался в рядах ИГИЛ в Сирии.
Его спас отец Димитри. Рискуя собственной жизнью, смог вернуть сына домой. Тогда эта история облетела весь мир.
На встречу с Димитри мы едем за 100 километров от Брюсселя. Он просит не говорить, где мы записывали интервью. Даже два года спустя он все еще боится мести.
"Уже два года я помогаю таким же родителям. И с каждым годом таких одураченных детей становится все больше. Это - целая система. Все начинается с мечетей, безобидные уроки. Но потом приходят наставники с бородами и начинают рассказывать молодым парням о джихаде.
Затем группы в Facebook, Twitter. Встречи на квартирах, где они смотрят радикальные проповеди. Они слушают, потому что им больше не во что верить", - рассказывает отец бывшего боевика ИГИЛ Димитри Бонтинк.
Действительно ли проблемы начинаются в мечетях? В Моленбеке больше десяти мечетей. В течение недели мы пытались договориться об интервью, но нам отказывали.
"Или никого нет, или просто не хотят говорить".
Решаем спрятать камеру и заходим в еще одну. Здесь как раз идет урок. Полный класс детей. К нам выходит имам.
"Я не говорю по-французски. - А по-английски? - Турецкий".
Просим перевести одного из учеников.
"Они готовят репортаж об экстремизме - Нет. Никаких интервью", - отрезал имам.
Чужакам здесь не место. Оба дня за нашей группой наблюдают из окон. Через дорогу. Возле мечети сразу же подходит этот парень.
"Пусть освободят Палестину, перестанут бомбить Сирию, а потом суются к нам. Многие тут спят на улице, а они присылают сюда военных".
И сразу же удаляется. Возможно, это именно то, что нам хотели сказать? Под вечер тут начинается новый рейд.
По дороге из Моленбека мы заходим в этот магазин с вот такой эмблемой: "Моленбек за мир". Спрашиваем, что здесь думают об атаках в Париже.
"Это не моя проблема. У меня нет времени. Я занят", - говорит владелец магазина.
Нам все же удается поговорить.
"Перестаньте связывать эти теракты с религией. Коран учит людей быть добрее. Эти подростки - идиоты, им в головы вбивают идеи, не связанные с религией вообще", - настаивает владелец магазина.
Но, похоже, что ни власти, ни имамы, закрывающие перед журналистами двери, сегодня не могут предложить им ничего другого.