Выборы в Венгрии: "второе пришествие" социалистов? [ Редагувати ]

"Второе пришествие" во власть социалистов или новый цикл "правого" правительства Виктора Орбана? На этот совсем не простой вопрос призван дать ответ проводимый в воскресенье второй тур парламентских выборов в Венгрии.
Главные, а в последнее месяцы абсолютно непримиримые политические противники - социалисты и молодые демократы - в очном споре должны решить, кто из них будет управлять Венгрией в предстоящие четыре года. Фавориты стартуют не с чистого листа. Позади прошедший 7 апреля первый тур выборов в Государственное собрание /парламент/ уже ответил на многие вопросы, но "за скобками" пока остался главный - о партии-победительнице и о том, кто будет формировать правительство.
Факт, что венгерский парламент будет значительно менее "пестрым", чем все его предшественники со времени смены политического режима в Венгрии. Депутатские кресла в Государственном собрании займут представители только трех партий - молодые демократы, социалисты и свободные демократы. Причем если первые два политических объединения в первом туре получили приблизительно по 40% голосов избирателей, то свободные демократы едва преодолели пятипроцентный парламентский барьер.
Подобный расклад дал веские основания многим экспертам высказать предположение, что в скором времени в Венгрии сложится устойчивая "двухпартийная система". Первый тур выборов ознаменовал собой полный "разгром" неизменно влиятельной силы в прежних парламентах - Независимой партии мелких хозяев во главе с опытным "царедворцем" Йожефом Тордьяном. Менее 1% голосов избирателей, иными словами, неизбежный уход в политическое небытие последний объяснил весьма эмоционально: "Именно я сделал из Виктора Орбана премьера, а он, неблагодарный, не дрогнувшей рукой всадил нож в спину и мне, и мелким хозяевам в целом".
Не прошли в парламент и венгерские радикалы в лице Партии венгерской справедливости и жизни. Сторонникам их лидера Иштвана Чурки придется подождать с реализацией идеи "Венгрия для венгров" и воссозданием "Великой венгерской империи", территориально "залезающей" на многие соседние страны. Современные противники Трианонского мирного договора, по которому в начале прошлого века Венгрия потеряла почти две трети своей прежней территории, не добрали нескольких десятых процента голосов, необходимых для нового вхождения в парламент. Несмотря на результаты первого тура выборов, Чурка обещал "рук не опускать" и вести дальнейшую борьбу против "чужеземных инородцев".
Итак, на венгерском политическом "плоту" остались только умеренные левые и умеренно правые - социалисты и молодые демократы. Второй тур станет для них решающим. Избирательная кампания, которая и до первого этапа была признана чрезвычайно грубой и "компроматной", в период между двумя турами переросла фактически в "рукопашную". Стороны не стеснялись в выражениях. Бесспорный факт, что население Венгрии сильно политизировалось и "поляризовалось". В первом туре выборов зафиксирован национальный рекорд активности избирателей - более 70% пришли к урнам для голосования.
Приблизительно половина общества за социалистов, другая половина - за прежнее правительство. О накале страстей в Венгрии красноречиво свидетельствует судьба избирательных плакатов с портретами кандидатов от двух партий. Такой изобретательности в их "размалевывании", замазывании, разрисовывании и снабжении "сопроводительными надписями" местные самодеятельные художники никогда ранее не проявляли.
В Венгрии задействована одна из самых сложных избирательных систем в мире. Конечная "арифметика" будет выглядеть следующим образом - 176 депутатских кресел в Государственном собрании будут распределены по одномандатным округам, 152 - по партийным спискам. Оставшиеся 58 мандатов будут делиться между преодолевшими пятипроцентный барьер тремя партиями по сложной математической формуле. По мнению большинства экспертов, "стартовые" позиции лучше у социалистов, заключивших "антиправительственный пакт" со своими союзниками - свободными демократами. По партийным спискам у них уже есть небольшое преимущество. Однако его еще нужно реализовать в одномандатных округах. Молодые демократы вовсе не отказались от своих притязаний на победу и сохранения прежнего кабинета министров.