Свита короля. Часть 2: Друзья-помощники президента [ Редагувати ]

Короля делает свита. Кто сегодня делает Ющенко?
Скоро уже полгода как Виктор Андреевич, взойдя на Олимп украинской власти, обустраивает жизнь страны. На протяжении всего этого времени неоднократно можно было услышать, прочитать и даже увидеть, что "Ющенко пытается, но его окружение ему не дает". И это при том, что Ющенко уже первыми своими кадровыми назначениями вроде бы сломал стереотип о своей мягкотелости и подверженности практически любому влиянию. Поэтому меня, например, все это время занимали следующие вопросы: как могла сложиться такая ситуация? На кого опирается Виктор Андреевич в своей нелегкой работе и кто же в новой власти может противопоставить свое влияние инициативам президента?
В первой части статьи "Свита короля. Часть 1: Кумы-соратники президента" мы уже говорили о "семейно-президентском" подряде и о возможной степени влияния, которое оказывает тот или иной родич на принятие решений Ющенко. Теперь настал черед попробовать оценить воздействие, которое оказывают на главу государства "друзья семьи". Сразу подчеркну, что нередко мнение некоторых из них, несмотря на отсутствие кровных уз, значит для Виктора Андреевича больше, чем суждения родни.
Чаще всего так говорят применительно к Александру Юрьевичу Третьякову и Вере Ивановне Ульянченко. 34-летний Третьяков - первый помощник президента; человек он амбициозный, но одновременно скромный; он - персона не публичная, но в нефтетрейдерских кругах его имя известно более чем хорошо. По сути, Третьяков исполняет при Ющенко такую же роль, как Сергей Левочкин при Кучме. Через него договариваются о встречах, решают кадровые вопросы (не требующие согласования с Порошенко и Ющенко) и т.д. Но в отличие от предшественника, Александр Юрьевич никогда не стремился стать "серым кардиналом". Ему больше подходит характеристика эксперта-референта: он знает все или почти все про нефтегазовый рынок Украины и не меньше - как выполнить то или иное поручение главы государства. Принимая во внимание, что: в команде Ющенко он уже около 5 лет; по некоторым данным, являлся "казначеем" его избирательной кампании; полностью разделяет мировоззрение шефа - можно утверждать, что Третьяков - один из первых, к кому Виктор Андреевич обращается за советом. Несмотря на "очевидное и невероятное" влияние на Ющенко, сам Александр Юрьевич любит приговаривать: "Я же просто помощник президента"...
Но если Третьяков - это помощник, то Вера Ульянченко, как метко назвали ее журналисты, - нянька украинского президента. После победы Ющенко обозреватели воспринимали ее как главного конкурента Третьякова на пост первого помощника. Но, похоже, "питомец" Веры Ивановны уже "вырос" и не так остро нуждается в человеке, который, образно говоря, знает, где лежит его зубная щетка. Где-то с середины 90-х Ульянченко (возможно, с подачи Олега Рыбачука) вошла в близкое окружение Ющенко и до последнего времени была настоящей хозяйкой приемной будущего президента. Именно от нее во многом зависело, кто и в каком порядке попадет к Виктору Андреевичу (и попадет ли вообще), какие бумаги и когда попадут к нему на подпись, какой температуры чай подадут президенту и какой крепости кофе - его гостям. Однако, влияние Веры Ивановны на Ющенко существенно ограничилось после того, как он переехал в кабинет на Банковой. В причинах, почему это произошло, разбираться не будем, но факт остается фактом. Тем не менее, прежде чем ссориться с Ульянченко, стоило бы еще раз все хорошенько обдумать и... в любом случае бросить эту затею. Говорят, у нее нет врагов, но не потому, что она такая хорошая...
Кроме этих двух людей огромным доверием Ющенко пользуется вице-премьер по европейской интеграции Олег Борисович Рыбачук. Его место в команде Виктора Андреевича как нельзя лучше охарактеризовало "Зеркало Недели": "Он не является человеком "окружения президента", он - человек президента". Познакомил Ющенко и Рыбачука их общий наставник Вадим Гетьман лет 13 назад. С тех пор они друзья по жизни и соратники в политике. Всем известно, что многие зарубежные поездки сначала кандидата в президенты, а потом и президента проводились исключительно благодаря Олегу Борисовичу и его связям на Западе. (И в этом смысле Ющенко так же зависит от Рыбачука, как он зависит от Третьякова в вопросах нефтегазовой сферы.) Но о том, что у него также неплохие контакты с Виктором Пинчуком знают намного меньше людей. А о том, что Пинчук ему что-то должен (только ни тот, ни другой еще не знают что) - еще меньше, хотя об этом и писала "Украинская правда". Учитывая, тот факт, что Пинчук последние полгода (ну, по крайней мере до того, как ФГИ отобрал у него и Ахметова "Криворожсталь") предпринимал отчаянные попытки заключить с новой властью если не мир, то хотя бы перемирие, логично было бы предположить наличие канала получения альтернативной информации президентом не только о внешне-, но и о внутриполитической жизни страны. Информация плюс дружба позволяют Олегу Борисовичу - хочет он того или нет - оказывать влияние на принимаемые президентом решения. Однако оно далеко не такое сильное, как пишут иногда журналисты. Рыбачук, скорее, советник и идейный вдохновитель, а не заинтересованный менеджер или реализатор.
К ближайшему кругу Виктора Ющенко принадлежит и министр транспорта Евгений Альфредович Червоненко. Во время избирательной кампании он считал себя лично ответственным за жизнь кандидата, сейчас - за реализацию программы президента. От отравления он Ющенко не уберег (в чем, по собственному признанию, будет винить себя до конца жизни), зато на министерском посту у него пока получается неплохо. Один из финансистов кампании Виктора Андреевича, Червоненко до сих пор имеет колоссальное влияние на решение вопросов коммерческого характера. Кроме того, он может составить достойную конкуренцию Порошенко в сфере кадровых назначений. Однако основное влияние Евгения Альфредовича на принятие решений президентом определяется тем, что именно по его линии у Ющенко осуществляются контакты с еврейскими бизнес-кругами и общественными организациями. И последний штрих: Червоненко, как и Рыбачук, хорошо знаком с Пинчуком - они учились в одной школе в Днепропетровске. В общем-то, ничего конкретного об их отношениях на современном этапе неизвестно, но пока Виктор Михайлович не оставил надежду сохранить свой бизнес, об этом факте забывать не стоит.
Помнить следует и о контактах, оставшихся с прошлых времен у Александра Алексеевича Зинченко. Но особо нужно отметить сегодняшние связи бывшего эсдэка: на пост руководителя избирательной кампании Ющенко его привел Порошенко, а в кресло госсекретаря его, говорят, посадил Третьяков. Удивительно: при таких-то "ангелах-хранителях", аналитики единодушны во мнении, что Зинченко имеет минимальное влияние на процесс принятия решений президентом. Может, он не в состоянии выбраться из тени своих покровителей? Это вряд ли: политик его масштаба и с его опытом обязательно нашел бы способ это сделать. Может тогда должность не позволяет? И это неправда. Вера Ульянченко - вообще внештатный советник Ющенко; хоть былого эффекта ее слов и действий на Виктора Андреевича уже нет, она все равно играет важную роль в его окружении. Кроме того, через Зинченко проходит масса информации, из которой он волен выбирать ту, что попадет на стол президента. Дело, наверное, в отсутствии такого кредита доверия, которым обладают другие "близкие к телу". Очевидно, многие еще не позабыли изречение Кучмы: "Зинченко - это наиболее успешная спецоперация СДПУ(о)". Похоже, единственное, на что может надеяться Александр Алексеевич - долго, упорно и результативно работать "на себя", на свой авторитет и оперативно реагировать на звучащую со всех сторон критику своего ведомства. Ради справедливости необходимо ответить, что он уже немалого добился на этом поприще: все-таки сегодняшний Секретариат и вчерашняя Администрация - это, как говорят, две большие разницы.
Ну и "на десерт" - самое интересное - Юлия Тимошенко. Не без помощи многих описанных и этой, и в первой частях статьи персонажей наш неугомонный премьер-министр для Ющенко как будто превратилась в ярко-оранжевую мулету (так красиво называется плащ матадора, которым он размахивает перед носом разъяренного быка). Нельзя сказать, что Юлия Владимировна сильно влияет на решения президента, но и сказать, что не влияет - значит погрешить против истины. Очевидно, Виктор Андреевич, сделав Тимошенко премьером, полагает, что он теперь свободен от всех обязательств, взятых на себя во время избирательной кампании, и что он имеет полное моральное право критиковать главу правительства. Понимает это и сама Тимошенко. А еще оба они понимают, что друг без друга им вряд ли удастся долго продержаться на плаву в бушующем море украинской политики.
Тем не менее, бурный процесс дискуссий, борьбы мировоззрений и взаимного влияния между Ющенко и Тимошенко идет и будет продолжаться еще долго. Главной его чертой является то, что леди Ю уже давно не принадлежит к окружению Ющенко, а стала равным политическим партнером и иногда оппонентом президента. Поэтому Виктору Андреевичу самое время задуматься о том, где он видит премьера Тимошенко после выборов-2006 (если она таковым останется) и особенно - после констреформы.
Окончание статьи читайте в четверг, 21 июля