О газе по праздникам [ Редагувати ]

С Туркменистаном у нас были особые отношения - в газовой сфере. Украина покупала у Ниязова газ за деньги только частично - остальное "натурой" - по бартеру отправляли дружественной стране Туркменбаши продукты отечественного производства. Ныне нам нужно подписывать новый контракт на ближайшие четверть века - а "противная сторона" начала вовсю заявлять, что "соображать нужно на троих" - то есть, с Россией. Разбираться с ситуацией поехали в Ашхабад Ехануров с Плачковым.
Газовые недочеты
Премьер-министр Ехануров отправился в Туркменистан с заданием привезти газ. По традиции, украинские чиновники едут в Ашхабад по праздникам (туркменским) - на этот раз Юрий Иванович "официально" поехал отмечать 14-летие независимости Туркменистана.
Не так давно с пустыми от Туркменбаши вернулся Ющенко, а недели две назад фиаско в переговорах с туркменами потерпел и украинский министр топлива и энергетики Иван Плачков. Виной тому - отказ Ниязова брать на себя ответственность при принятии решений в газовой сфере. Так, на следующий день после беседы с Плачковым, Туркменбаша заявил, что "долгосрочный договор на поставку туркменского газа можно решить только за столом переговоров с Россией". И это отнюдь не прихоть азиатского лидера - представители российского "Газпром" постоянно напоминают Ниязову, что права на туркменский газ уже переданы им сроком на 25 лет. Излишне напоминать, что "своевольничать" и рисковать поддержкой Путина Низов не намерен. Кроме того, для туркменского президента использовать российский фактор - не худшее решение газовых вопросов с Украиной. Мы, мол, не против снизить цены, но "северный брат" не разрешает. Таким образом, Украине дают понять, что "за спиной" Путина договориться не удастся.
Кроме того, долги (спорные) Украины за поставки туркменского газа также беспокоят Туркменбашу. Здесь он занял ранее непривычную для него позицию. "Давайте рассчитаемся, потом нам легче будет сотрудничать", - так отреагировал Ниязов на предложение главы украинского Минтопэнерго обсудить условия поставок газа на 2006-й. По мнению Туркменбаши, Украина задолжала ему около 500 миллионов долларов. Что касается денежных поступлений, у туркменов нет претензий. Недовольны они только оплатой в виде товаров украинского производства. Вероятно, чиновники все никак не могут решить, интересы какой компании лоббировать, предоставляя выгодные условия экспорта продукции на рынок Туркменистана.
Сам Ехануров признал, что "выявлены некоторые недостатки" в расчетах за туркменский газ. Но проблема в том, что ликвидировать эти недочеты нужно в весьма сжатые сроки - Ниязов установил своеобразный dead-line: до конца нынешнего года. Более того, это требование выдвинуто не только в качестве условия для начала переговоров о поставках газа в Украину на 2006-й год. Это обязательство имеет принципиальное значение для Украины, так как в следующем году истекает срок двустороннего пятилетнего соглашения, по которому в настоящее время Украина получает 36 миллиардов кубометров газа в год.
Цена вопроса
Ценовой вопрос не менее спорный. Цена на туркменский газ возросла с 44 до 58 долларов за тысячу кубометров газа. С одной стороны, если в условия вышеупомянутого 25-летнего контракта, "Газпром" намерен внести формулу привязи цены туркменского газа общеевропейским и российским ценам - у Украины не останется альтернативы. В таком случае, именно россияне будут решать, по какой цене продавать Киеву и российский, и туркменский газ. Следовательно, дружить с Путиным станет опять добровольно-принудительным занятием для украинских чиновников. С тенденцией к все более принудительному.
С другой стороны, Россия, похоже, намерена "кинуть" и азиатского друга. "Газпром" готов рассмотреть предложения Украины снизить цену с 58 долларов (с чем отнюдь не согласен туркменский лидер) или продолжить производить расчеты на 50% товарами. Но в нынешних условиях, бартерная схема становиться выгодной для "Нефтегаза" с "Газпромом", но невыгодной для туркменской стороны. Дело в том, что стоимости товаров, поступающих в качестве оплаты со стороны Украины сегодня значительно возросла. Кроме того, еще 4,5 млрд. кубометров НАК намерен получить за осуществление строительных работ на территории Туркмении. А в подобных проектах точно просчитать затраты на оборудование и "откаты" в карманы их собственников практически невозможно.
Так или иначе, а долги возвращать нам таки придется. Ведь соглашение о реструктуризации долга в почти 300 миллионов долларов между туркменским и украинским правительством было подписано еще в феврале 2003-го. Тогда согласовали и график поступлений: регулярно два раза в год - в апреле и октябре вплоть до 2007 года. Странно, что до недавнего времени Ниязов никаких претензий к Украине по поводу долгов не предъявлял. О долге (который уже возрос до полумиллиарда долларов) Туркменистан заявил как раз после того, как "законтрактировал" свой газ российскому "Газпрому". Простое совпадение?