Лукашенко не миновать [ Редагувати ]

Беларусь стала одним из ньюсмейкеров 2 марта. За один день мировым средствам массовой информации было дано больше информационных поводов, чем в далеко не спокойной с новостной точки зрения Украине за всю прошлую неделю. Это и закрытие в местный "обезьянник" 15 активистов предвыборной кампании одного из оппозиционных кандидатов. Это и задержание желающего стать президентом Александра Козулина, с последующим наложением на него административного наказания за мелкое хулиганство. Это и объявление о том, что местный КГБ "накрыл" 72 общественных белорусских организации, которые, по словам, Александра Лукашенко, затевали антигосударственный переворот по результатам выборов. Это и комментарии Бацьки по поводу телевизионных выступлений оппозиционных кандидатов. Это и несанкционированный митинг народа на одной из площадей Минска в знак протеста ареста Козулина. Это и депортация Влада Каськива с журналистами из Минска, что повлекло за собой резкую реакцию украинского МИД.
В принципе, такой вал сенсаций объясняется приближением часа "В". 17 февраля белорусский Центризбирком зарегистрировал кандидатами действующего президента Александра Лукашенко, единственного кандидата от оппозиции Александра Милинкевича, лидера либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича и главу социал-демократической партии Александра Козулина. И еще двум кандидатам Центризбирком в регистрации отказал. Если проанализировать взаимоотношения всех кандидатов, то вырисовывается интригующая схема. Существует два главных претендента - это Лукашенко и Милинкевич. И у каждого из них существует технический кандидат. Для Лукашенко это Гайдукевич, а для Милинкевича - это, соответственно, Козулин. Ну и взаимодействуют они соответственно на протяжении всей предвыборной кампании.
Понятно, что Лукашенко выиграет выборы в первом же туре, опередив главного и "единого кандидата от оппозиции" Милинкевича, который набирает сейчас по самым смелым оценкам, не больше одной четвертой всей возможной поддержки белорусов, с заделом порядка 45-50%. Это признают и сами оппозиционеры, хотя они и не во всем согласны с официальной статистикой - Лукашенко -76%, Милинкевич - 20%, другое - 4%.
По их словам выходит, что предвыборная гонка для соперников Лукашенко - не более, чем грандиозная пиар-акция с целью засветиться перед простыми белорусами для последующих действий против общего противника. Коалиция, выдвинувшая Милинкевича, строилась по принципу, "дружим против президента". В ней участвуют и левые, и правые, и либералы, и радикалы, и прозападники, и русофилы. Как грустно шутят эти конфедераты, познакомились они на одних нарах после очередной неудачной акции протеста, и начали готовиться к переменам.
С другой стороны, непонятно, почему Лукашенко ставит палки в колеса своим оппонентам. Ведь портить карму ему вроде бы ни к чему. На этот счет существует несколько версий. Первая: президент, который вопреки белорусской конституции баллотируется в третий раз, настолько уверен в себе и своих силах, настолько не боится своих соперников, что делает все, что ему заблагорассудится без оглядки на кого-либо. По большему счету, предстоящие выборы старого-нового лидера Беларуси с самого начала напоминали фарс с заранее известным финалом. Аналитикам в отношении этой ситуации остается только угадывать, сколько наберет Лукашенко, 73% или 78%. А оппозиционеры своей деятельностью с чисто человеческой точки зрения обижают главу белорусов. Потому гонения и усиливаются.
Версия вторая, больше похожая на правду. События осени 2004 года в Украине, которые в украинском медиапространстве уже стали моветоном называть "Оранжевой революцией" таки основательно напугала всех старых номенклатурных лидеров СНГ, засидевшихся на вершине властного олимпа. Один из законов власти говорит, что власть, собственно, портит и развращает со временем ее обладателя. А еще она становится наркотиком для него. Всенародно избранные двух- и трехсроковые президенты поняли, насколько легко они могут перестать быть таковыми. Именно поэтому, как ответ на народные выступления, немного подогретые из-за рубежа, в странах СНГ наступила "черная реакция власть имущих". Эта боязнь порождает агрессию и закручивание гаек, которые и дают свои плоды. Ведь сейчас, по прошествии более двух лет с начала "революций", видно, что состоялись только первых три выступления, которые были абсолютно неожиданными для старой власти.
А еще эти победы предвосхищались многолетней и кропотливой работой по формированию вокруг себя нужного информационного поля, по укреплению своего положения в государстве, по налаживанию связей с теми внешними силами, которым был невыгоден тогдашний правитель, по расшатыванию его позиций исподтишка. Всего этого в Беларуси нет, потому оппозиция и будет проигрывать там в ближайшие лет десять, какой бы консолидированной ни была бы тамошняя фронда. Все это усугубляется природной пассивностью белорусов.
Страх Лукашенко, Путина, Каримова и т.д. является абсолютно нормальным для объяснения. Потому Батька, панически боясь за свой трон, в последние полтора-два года сильно ужесточил и без того не сильно демократический режим. Команда президента быстро учится, отставая от задумок оппозиции всего на полшага.
Была предпринята удачная попытка перекрыть официальные возможности для объединения инакомыслящих путем принятия закона об общественных организациях, который предусматривал уголовную ответственность сроком до 3 лет даже за сбор большого количества людей в одном месте. Это объявляется сходкой незарегистрированной организации. Таким образом, чернобыльские собрания, проходившие под Гомелем ежегодно и служившие для белорусской оппозиции местом неформальных встреч, тоже оказались под запретом. Кроме того, термин сбора подписей для регистрации кандидатов в президентов был неожиданно перенесен на время, после пьяных новогодних недель и укорочен до 21 дня. Но это не помешало зарегистрироваться 5 кандидатам в президенты.
Сильно мешает течению предвыборной кампании информационная блокада населения. Даже интернет уже перекрыт купленными у китайцев "глушилками" - специальными фильтрами для нежелательной информации. Кроме того, возможность пересылки каких-либо денег из-за рубежа в Беларусь сведена практически к минимуму. Количество наблюдателей из "невыгодных" президенту организаций сведено к минимуму или вообще не допущено к мониторингу проведения предвыборной кампаний государством. Достаточно сказать, что к выборам в Беларуси допущено 465 международных наблюдателя, в то время, как в Украине в конце 2004 года таковых присутствовало нескольких тысяч. А представителей Грузии вообще не пустили в страну с замечанием, что они, дескать, не подали еще и электронные заявки, кроме обычных.
3 марта МИД Тарасюка потребовал объяснений относительно отказа в праве въезда 5 украинских журналистов и политика Влада Каськива. А Александр Милинкевич попросил своих сторонников собраться на площади Свободы в Минске 19 марта в 20:00 после закрытия всех избирательных участков. Впрочем, провести митинг и встретить решение оппозиции ему не дадут хотя бы по той причине, что точно так же начинались известные события на Майдане в ноябре 2004 года.
Посмотрев на всю ситуацию, можно сказать, что, естественно, президентом Беларуси станет Александр Лукашенко, Александр Милинкевич займет второе место. А время закрытия избирательных участков (19 марта после 8 вечера) будет сопровождаться "несанкционированными собраниями и беспорядками, спровоцированными одним из оппозиционных кандидатов". Сильная рука продолжит править белорусами еще на пять лет.