Европейским фермерам придется затянуть пояса [ Редагувати ]

Когда-то, до эпохи "великих трудовых побед" Украинским зерном питалась вся Европа. Сегодня западные европейцы научились кормить себя сами. В первую очередь благодаря защите отечественных производителей. Правда решив эту проблему политики породили другую. Продовольствия стало слишком много. Поэтому правительства в течение десятилетий даже вынуждены были платить фермерам, дабы те не производили с избытком.
Но сегодня бюджеты уже не выдерживают таких расходов. И Брюсселю пришлось пойти на снижение субсидий. 15 июля этот вопрос обсудят все 15 министров АПК стран-членов Европейского Союза. Именно от их решения зависит в конечном итоге судьба этой, самой масштабной финансовой реформы в сельском хозяйстве. Главы государств уже торопят своих министров, ведь от их вердикта зависит проведение еще более важного мероприятия - расширения ЕС за счет стран из Восточной Европы.
40 лет назад, когда Европа еще не оправилась от последствий мировой войны, ЕС разработал программу субсидирования фермеров. Страны Экономического Сообщества добровольно создали фонд для финансирования хозяйств, способных в кратчайшие сроки наполнить европейский рынок продовольствием. Естественно, больше денег перепадало тем государствам, у которых объемы сельхозпроизводства были выше, чем у соседей. Кроме того, с помощью субсидий регулировались цены на продукты питания.
Погоня за объемами с годами привела к перепроизводству. Фермеры не раз заваливали улицы городов овощами и фруктами. Их продукция стала не конкурентоспособной на мировом рынке из-за высоких цен. Затем началась эра генетически модифицированных продуктов. В животноводстве побочными продуктами этой политики стали эпидемии сибирской язвой и коровьего бешенства.
Но все эти напасти аграрии пережили благодаря щедрым субсидиям из общеевропейских фондов. В нынешнему году выплаты превысили 40 миллиардов ЕВРО, - примерно треть бюджета Евросоюза. Несмотря на то, что например, за счет взносов одной Германии поддерживалось сельское хозяйство Испании и Франции, такая схема устаивала всех.
Пока о своем праве на долю дотаций не заявили фермеры 10 стран-кандидатов в ЕС. В Брюсселе неохотно говорят о том, что реформа субсидий вызвана претензиями кандидатов, но связь эта очевидна. Польша, 18 процентов населения которой заняты в сельском хозяйстве, став членом Союза, могла бы претендовать на такие же объемы помощи, как например Франция, а это почти 10 миллиардов евро.
Если систему оставить неизменной для нового Евросоюза, в котором уже не 15, а 25 членов, то организация просто обанкротится. Таково мнение идеолога реформы Франца Фишлера. Комиссар ЕС по сельскому хозяйству предложил новый принцип, согласно которому деньги получат те фермеры, которые производят экологически чистые продукты, и при этом заботятся о защите окружающей среды.
Франц Фишлер, комиссар ЕС по сельскому хозяйству: "Теперь не важно, каким будет объем производимой продукции. На первое место мы выдвигаем политику развития сельских районов. Согласно новой схеме фермеры получат такой же доход, как и раньше, но при этом им не обязательно нужно будет сеять пшеницу и производить мясо".
Благодаря такому подходу объемы субсидий постепенно сократят на 20 процентов. К тому же устанавливается лимит - фермерское хозяйство может получить не более 300 тысяч евро в год. По мнению Фишлера, данная схема больше отвечает принципам Мировой Торговой Организации, которая всегда критиковала ЕС. Европейские рынки более доступными. В частности, появится шанс увеличить объемы покупки зерновых в Восточной Европе, в том числе, в Украине и России. Практически все кандидаты на вступление в ЕС положительно отнеслись к реформе, ведь они не могли тягаться с европейскими фермерами именно по объемам производства.
Все, за исключением Чехии и Словакии, где крупные агропромышленные холдинги сохранили колхозную структуру производства. План Фишлера действительно грозит поставить на грань выживания ряд крупных хозяйств, в странах и побогаче Чехии.
В среду 250 фермеров вышли на улицы Брюсселя. Они требовали отложить введения этих реформ, а с заодно - расширение Евросоюза.
Жан-Мишель Леметер, президент Национального фермерского союза Франции: "Кто может дать гарантию, что после расширения ЕС, нам не скажут давайте быстрее проводить реформу".
Дело в том, что в 1999-м лидеры ЕС приняли, теперь уже можно сказать, опрометчивое решение не менять политику сельхозсубсидий как минимум до 2006 года.
Франция и ее союзники теперь имеют все основания заявить - план Фишлера хорош, но еврокомиссарам нужно подождать. В Брюсселе пока не знают, как выпутаться из этой ситуации. Сейчас только Германия выступает за пересмотр аграрной политики Союза. В Берлине полагают, что тем самым Брюссель получит средства для интеграции новых членов. Но у немцев в ЕС больше противников, чем союзников. Да и в самой Германии баварский премьер Эдмунд Штойбер уже заявил - в случае своей победы на предстоящих выборах осенью он выступит против реформы, которая грозит разорением фермерам Востока страны.
Споры о новых принципах распределения субсидий только начинаются . Пока не ясно, будет ли это противостояние между двумя группами государств, либо Еврокомиссия сама бросит вызов противникам реформ, чтобы всё-таки принять в организацию страны Восточной Европы. Как бы там ни было, грядущая аграрная революция может стать наиболее серьезным за последние годы испытанием для ЕС.