Заключенные расписались кровью в своем бесправии [ Редагувати ]

Одними из ключевых в новостях за последнюю неделю были слова: правозащитники, СИЗО, зэки и бунт. А герои этих сводок "сидят" в двух украинских "столицах". Харьковские и львовские заключенные своими акциями в очередной раз обратили внимание на состояние пенитенциарной системы нашего государства.
Первым звоночком стало сообщение о массовом членовредительстве в харьковском следственном изоляторе (СИЗО) 8 мая. В камере номер 125 порезали себе руки 21 из 39 заключенных (по официальной версии членовредителей набрался всего 13 человек). Как сообщил "Газете по-киевски" заместитель начальника управления по исполнению наказаний Александр Дегтярь, все остались живы, обойдясь наложением скоб, зеленкой и йодом. Орудием кровопускания, которое использовалось в Харькове и, кстати, Львове, были лезвия от бритвенных станков.
Причиной такой отнюдь не спонтанной акции стал плановый "шмон", который, по словам правоохранителей, проводится регулярно по камерам перед праздниками в рамках операции "Щит". Целью "профилактических" обысков являются наркотики, алкоголь и запрещенные предметы. В этот раз правоохранители, по их словам, нашли запрещенный к хранению радиоприемник, заточки (самодельные ножи), ведро для браги. Именно эта операция, по словам тюремщиков, и вызвала такой ответный шаг
После инцидента трое зачинщиков содержатся под усиленной охраной, а всех заключенных 125-й камеры развели по другим камерам. По неофициальной версии, десятерым заключенным понадобилась помощь хирургов. По словам Ивана Первушкина, начальника СИЗО, ни о каком бунте речи быть не может, и вся ситуация держится под контролем. Сейчас в СИЗО работает следственная группа, которая возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц по распоряжению главного прокурора харьковской области Василия Синчука. О случившемся он узнал из интернета - почти сутки работники скрывали эту акцию.
Харьковским правозащитникам неизвестны досконально причины такого "бунта", однако они отмечают, что традиционный, в общем-то, обыск не мог вызвать такой бурной реакции. Такое столкновение зрело давно. Как пишет "Газета по-киевски": "Один из руководителей Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко уверена, что переполненные камеры, множество необоснованно арестованных, наличие пресс-хат и прочие "прелести" давно должны были спровоцировать обитателей СИЗО на акцию протеста".
По предположениям правозащитников, еще одним фактором, толкнувшим заключенных на это, мог быть ввод спецназа в "места не столь отдаленные". Такие "учения личного состава", говорят правозащитники, проводятся более трех сотен раз ежегодно по всей Украине. Вот и сейчас, по утверждению анонимного источника "Газеты...", в последние дни спецвойска ввели в исправительные учреждения Бучи (Киевская область), Николаева и Сокаля (Львовская область).
А 13 мая своих харьковских коллег по несчастью решили поддержать заключенные подопечные Лычаковской ИТК номер 30, в которой сейчас содержится 1277 человек, сидящих за решеткой не в первый раз. Они собирались провести акцию протеста. Из-за этого на законных основаниях в изолятор посадили одного из инициаторов. Порезы себе нанесли 24 заключенных (по неофициальной версии таковых было 37). В 15:00 этого же дня они начали обращаться за медицинской помощью.
Кстати, СМИ в этой истории сыграло важную роль. Во-первых, именно благодаря масс-медиа "львовяне" узнали об акции "харьковчан". Во-вторых, о втором акте массового членовредительства правозащитники (Винницкая правозащитная группа) и журналисты узнали раньше, чем администрация исправительной колонии. Связь держалась по мобильному телефону, нелегально попавшего в камеру.
Претензии участников акции протеста касались, в частности, условий содержания, качества медицинских услуг и рукоприкладства одного из охранников. На время расследования от своих обязанностей отстранен заместитель начальника ИТК номер 30.
Заместитель прокурора Львовской области Владимир Гураль отметил, что причиной инцидента стало желание осужденных поддержать заключенных из Харькова. Гураль уверяет, что нарушений со стороны администрации колонии не было, и угрозы массовых волнений нет.
Однако, как передает НТН слова одного из заключенных: "К осужденным администрация незаконно применяет физическую силу, позволяет себе унижать честь осужденных граждан, все делает для того, чтобы осужденные не могли достучаться до высших инстанций для того, чтобы этот инцидент исчерпался. Всех, кто участвовал в этом акте массового, так сказать, суицида, хотят вывозить из зоны и добавят им срок".
Говорят, конфликт начался еще осенью, когда руководство ИТК не завезло картофель и морковь. Осужденные неоднократно писали жалобы в Департамент по выполнению наказаний, однако никакой реакции со стороны правоохранителей не было. По информации источника, приближенного к системе выполнения наказаний, среди перерезавших вены в Львове есть часть криминальных авторитетов.
Кстати, о питании. Как заявил СМИ глава организации "Международное общество прав человека - Украинская секция" Андрей Сухоруков, государство финансирует сейчас только покупку трех видов круп и сахара. Об остальном рационе переполненные тюрьмы должны заботиться сами. Кроме того, 15 мая он заявил, что есть другие, ненасильственные способы решения проблем заключенных. В числе прочих главных проблем Андрей Сухоруков назвал переполненность тюрем (и, как следствие, озлобленность человека в таких условиях и отсутствие возможности его перевоспитания) и наличие "теневой" криминальной администрации в исправительных учреждениях.
По мнению эксперта, новый парламент должен в своих первых шагах сделать слушания по состоянию уголовно-исполнительной системы.
Наученная этими событиями власть включила в повестку дня своего заседания 17 мая обсуждение Государственной программы улучшения условий содержания осужденных и арестованных на 2006-2010 годы, которая была разработана еще в середине апреля. Кроме того, как сообщает пресс-служба президента, с начала этого года Виктор Ющенко помиловал полно или частично 393 человека.
Все эти события происходят на фоне сводок новостей с уличных фронтов бразильского Сан-Паулу, где заключенные воюют с полицией. Естественно, Украине такая война не грозит. Однако с таким состоянием государственной системы перевоспитания граждан Украине в Европе делать нечего. И не для того осужденные украинские партизаны, бунтуя в казахской тюрьме Кенгир в 1954 году, гибли под советскими танками, чтобы нас считали азиатским народом. А ведь мировое сообщество судит об этом, в том числе и по уровню обустроенности отечественных тюрем. Ведь лозунги о демократии провозглашать легко, а вот обеспечить гуманное существование оступившемуся соотечественнику оказывается значительно сложнее.