Вторая газовая [ Редагувати ]

Еще в начале прошлой недели высшие функционеры НАК "Нафтогаз України" хором заявляли о том, что цена импортируемого в Украину газа останется неизменной и что переговоры по поводу повышения цены с "РосУкрЭнерго" не ведутся. А уже в пятницу НАК получила от "РУЭ" официальное уведомление о повышении цены на газ до 130 долларов с 1 июля. Остается предположить, что либо менеджмент "Нафтогаза" сознательно вводил всех нас в заблуждение, либо вопрос решался отнюдь не в переговорном режиме. Так или иначе, какой будет цена газа для Украины во второй половине 2006-го года с уверенностью сказать невозможно.
Пять месяцев без ответа
О газовой "проблеме июля 2006" для Украины заговорили уже утром 5 января сего года, как только стали известны основные положения подписанных накануне в Москве украинско-российских газовых соглашений. Тогда же в январе "РУЭ" бросило и первый камень в украинский огород: исполнительный директор этого, с позволения сказать, посредника Олег Пальчиков открытым текстом заявил, что цена импорта российского и среднеазиатского газа в Украину в размере 95 долларов за 1000 кубометров будет постоянной только в первом полугодии 2006 года. И услужливо объяснил: "в дальнейшем цена будет зависеть от стоимости закупки среднеазиатского газа". Тогда правительство сделало все возможное, чтобы народ Пальчикова не услышал, заглушив его громкими заявлениями министров о фиксированной цене газа для Украины в 95 долларов на все пять лет действия контракта. На "РУЭ" налепили ярлык подлого, непрозрачного, коррумпированного агента "Газпрома", с помощью которого Кремль и Путин лично хотят удушить молодую и честную украинскую демократию. Ярлык-то налепили, но на внутренний рынок пустили - в феврале "Нафтогаз" и "РУЭ" создали СП "Укргаз-Энерго", занимающееся поставками газа для промышленных предприятий Украины.
Так прошло пять месяцев. Пять месяцев взаимных упреков, угроз и конфликтов между всеми заинтересованными сторонами - Украиной и Россией, "Нафтогазом", "Газпромом" и "РосУкрЭнерго". Пять месяцев, которые дали Украине новую Верховную Раду и "коалициаду". Пять месяцев, которые наконец приоткрыли завесу тайны над именами украинских владельцев "РУЭ". Пять месяцев, которые показали несостоятельность Алексея Ивченко как руководителя "Нафтогазу", поставившего НАК на грань банкротства, и лицемерия его как человека, привыкшего шиковать за чужие деньги. Пять месяцев, которые не дали ответа на главный вопрос: по какой цене газ будет поставляться Украине после 30 июня 2006 года?
Больше "голубого" - больше "зеленых"
И вот, когда, казалось бы, страна сможет отдохнуть от перманентных информационных потрясений, вызванных бесконечными брачно-коалиционными игрищами, "РУЭ" возвращает газовую тему на передовицы газет. Момент, безусловно, выбран удачно: правительство в отставке, "Нафтогаз" - без высшего руководства, Верховная Рада - в "отпуске", президент - не в курсе (Виктор Ющенко всегда интересовался проблемами пчеловодства и народных промыслов больше, чем обеспечением страны "голубым топливом"). Все заняты дележом портфелей, кресел и кабинетов во всех возможных ветвях власти. Складывается впечатление, что внутри страны до газа никому дела нет.
Но просто удобной политической конъюнктурой инициативу "РУЭ" объяснять нельзя, хотя и она, конечно, немаловажна. Главные причины возможного повышения цен на газ для Украины нужно искать за ее пределами.
Причина первая, политическая - это "Газпром", Кремль, Путин, одним словом, Россия. Концепция "энергетической супердержавы" Владимира Путина предполагает беспрепятственный транзит российских энергоресурсов в первую очередь в Европу, а также вовлечение в орбиту российских геополитических интересов взбунтовавшихся было юго-западных постсоветских республик. Без надежных и подконтрольных Москве транспортных магистралей эта концепция на Западе не имеет перспектив. В таких условиях "Газпром" делает с "Нафтогазом" то же самое, что в середине 90-х "Роснефть" сделала с "Укртранснефтью" - превращает его в беспрекословного исполнителя своей воли, по сути, в региональное отделение. Самый простой к этому путь - довести "Нафтогаз" до банкротства, а затем заполучить (скупить, арендовать, захватить в конце концов) с потрохами все его активы с газотранспортной системой включительно. Финансовое состояние НАК "Нафтогаз" уже сегодня вызывает серьезные опасения у аналитиков. Если же через "РУЭ", в которой влияние "Газпрома" значительно выше, чем НАКа, раз в полгода-год систематически повышать цену на газ, то рано или поздно Кремль своей цели достигнет.
Причина вторая, экономическая - это позиция Туркменистана. В условиях беспрерывного роста мировых цен на газ Сапармурат Ниязов явно почувствовал себя несколько ущемленным. И решил с сентября-октября 2006 года установить стоимость туркменского газа на уровне 100 долларов за тысячу "кубов". А там, смотри, и Узбекистан с Казахстаном столько же запросят... Это имеет прямое отношение к цене голубого топлива, покупаемого Украиной у "РУЭ": посредник сегодня мешает дорогой российский газ с дешевым среднеазиатским - и на выходе получаем 95 "баксов". Соответственно, это значит, что "РосУкрЭнерго" поднимет цену для Украины минимум на треть - получаем искомые 130 "зеленых" за тысячу "голубых" кубометров. Просто в "РУЭ" решили не ждать осени - тогда они хотят уже считать "цыплят", а не всего лишь ждать, пока они вылупятся.
Причина третья, наиболее весомая - это деньги. "РУЭ" придерживается позиции, что цена в 95 долларов установлена лишь до 30 июня 2006 года. Даже если бы не было двух первых причин, то использовать лазейку в контракте и заработать миллиарды одним росчерком пера - разве недостаточный аргумент для повышения цены?!
Грядет война...
Как видим, побудительных мотивов у "РУЭ" для увеличения стоимости газа предостаточно. Можно лишь спорить о том, насколько они объективны, но это дело бесполезное. А если учесть, что могут существовать и скрытые субъективные причины - то и вовсе безнадежное. Ведь при нынешней ситуации в Украине - то есть, при полном безвластии - у кое-кого может возникнуть желание пошантажировать президента Ющенко с целью заполнить этот вакуум власти "нужными" людьми - то есть, повлиять на процесс создания коалиции и исход премьериады. Страшно то, что и сам Виктор Андреевич, и его "любі друзі" могут с радостью поддаться на этот шантаж, поскольку тот поможет им достичь собственных целей, не имеющих ничего общего с интересами страны. Например, не допустить к премьерской должности Юлию Тимошенко, которая уже долго и упорно выступает за отмену январских украинско-российских газовых соглашений и замену или вообще удаление посредника. Такие планы Тимошенко, да еще облаченные в привлекательную для народа обертку борьбы за "справедливую" цену на газ, входят в конфликт с замыслами не только "Газпрома", но и президентского окружения, имеющего деловые связи и просто дружеские отношения (что, впрочем, в украинских реалиях одно и то же) с украинскими акционерами "РУЭ" Дмитрием Фирташем и Иваном Фурсиным.
Однако при всей кажущейся неизбежности повышения цены на газ для Украины, сделать это будет не так-то просто. В соглашениях от 4 января механизм таких действий четко не прописан. Там имеются лишь неоднозначные упоминания о "цене, определяемой по формуле, исходя из базисной цены газа" и о том, что "цена природного газа, определенные в настоящем Соглашении, могут изменяться только по взаимному согласию Сторон". Кроме того, не стоит забывать о такой структуре как "Укргаз-Энерго", которая по словам пресс-секретаря НАК "Нафтогаз України" Эдуарда Занюка, обязалась реализовывать газ в Украине по фиксированной цене в 95 долларов на протяжении пяти лет.
Из комментариев, которые в разное время давали СМИ Алексей Ивченко, Иван Плачков, представители "Газпрома" и "РУЭ", вытекает, что цена газа, поставляемого Украине "РосУкрЭнерго" может изменяться, только если это изменение четко обосновано и согласовано. Доводы "РУЭ" мы уже рассмотрели. Теперь очередь за "Нафтогазом". Однако пока что разъяснений из НАКа не поступало, там лишь ограничиваются заявлениями, что "объективных причин для повышения цен нет". В общем, сам черт ногу сломит.
Бесспорно одно: грядет вторая газовая украинско-российская война. Во избежание повторения ситуации пятимесячной давности украинская власть должна сделать все, чтобы четко объяснить народу: кто, сколько и за какой период времени будет платить. Кроме того, сейчас самое время начинать активную работу по поиску союзников в Европе, поскольку очевидно, что говорить один на один у Киева с Москвой не получается. В январе 2006 года Европейский союз демонстрационно дистанцировался от переговоров Украины и России. Однако в этот раз, после конфликта Евросоюза с "Газпромом" и безрезультатного саммита Россия-ЕС в Сочи, у Украины есть все шансы получить действенную поддержку европейских чиновников, а также США. Нужно будет только грамотно ее использовать, причем как в диалоге с Москвой, так и с Ашхабадом, Ташкентом и Астаной, чтобы вернуться к практике газовых поставок из Средней Азии по прямым договорам.