Теракт в Москве: 55 часов, которые потрясли мир [ Редагувати ]

По последним данным, которые сегодня обнародовал российский Минздрав, в результате теракта в Москве погибли 117 заложников. Среди них - граждане России, Казахстана, Беларуси и Австрии. Все украинские граждане, находившиеся в здании, живы.
Уже известно, что только у двоих погибших были огнестрельные ранения. Причины смерти остальных - сердечная недостаточность, поражение дыхательных путей, нарушение кровообращения. Все это - следствие стресса, длительного отсутствия воды и пищи и применения специальных средств, заявил в воскресенье главный анестезиолог Москвы Евгений Евдокимов.
В результате спецоперации было освобождено более 750 человек. 646 - доставлены в больницы, 150 из них - находятся в реанимации, 45 - в тяжелом состоянии.
До сих пор отсутствует информация примерно о ста бывших заложниках. Со вчерашнего дня к зданию театрального центра люди несут цветы и зажженные свечи в память о жертвах теракта.
Указом президента России понедельник объявлен Днем траура. Крупнейшие российские теле- и радиокомпании заявили, что не будут транслировать рекламу и развлекательные программы. Спустя сутки после штурма и освобождения заложников страна так и не смогла оправиться от шока.
Немного позже, когда пройдет шок от случившегося, российским силовикам еще предстоит ответить на вопрос как такое могло произойти. Десятки вооруженных до зубов террористов на Дубровке в нескольких килом от кабинета главы государства. В заложниках у полсотни боевиков оказались гораздо больше чем 700 человек.
Теракт в Москве - беспрецедентный по дерзости. Но далеко не первый. Первым стал Буденовск в 95. Уже тогда лидер чеченских боевиков Шамиль Бассев признавался - мы не хотели захватывать Буденовск, мы хотели попасть в Москву. Достижению главной цели тогда помешал недостаточно средств. Дескать милиционеры на дорогах оказались слишком жадными - требовали большие взятки за передвижение по необъятным российским просторам. До столицы они добрались в 99-ом. Прогремели взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгордонске.
Это был пролог второй чеченской войны. Войны, главным героем которой стал сам Владимир Путин. Премьер, а затем и президент, ведущий бескомпромиссную войну с сепаратистами и террориристами. Жесткость, если не жестокость, по отношению к Чечне уже тогда казалось единственно правильным курсом. В глазах миллионов россиян это была справедливая месть. Армия мстила за сотни мирных жителей, погибших под обломками своих домов. Спустя 2,5 года террористы решили нанести ответный удар. Рассчитывали ли они на повторение буденовского сценария? Возможно. В первые часы после захвата он действительно казался вполне реальным. Ведь террористы шантажировали Кремль жизнями сотен людей.
Обсуждали ли хотя бы шепотом в кремлевских кабинетах возможность выполнить требования боевиков? Ясно одно - Путину предстояло выбрать лучшее из худших решений. Других просто быть не могло. Да и возможностей для маневра было не много. В кремле наверняка помнили печальный опыт - безрезультатных переговоры с Басаевым в Буденовске, провальную операцию в Кизляре, наконец Хасавьюртовские соглашен Лебедя, которые показали - договариваться с террористами о перемирии бесполезно. Поэтому, когда стало ясно, что террористы могут привести в действие свои угрозы, оперативный штаб принял решение о штурме.
В российской столице живут сотни тысяч тех, кого называют "лицами кавказской национальности". Но в эти дни в Москве почти не видно людей с неславянской внешностью и трудно сказать, чего они избегают в первую очередь проблем с милицией или агрессии со стороны москвичей. Хотя многие столичные жители говорят, что прекрасно понимают - терроризм национальности не имеет.