Тимошенко между вашингтонским "крючком" и московским "крюком" [ Редагувати ]

В российско-украинских отношениях опять запахло газом. Запах газа в сложившейся ситуации - не худшее амбре для Юлии Тимошенко. Он сулит ей большие деньги и головокружительные президентские перспективы. Важно только, чтобы "газовый аромат" был погуще, дабы никто не унюхал за ней устойчивый запах жаренного, сконцентрированный вокруг таинственного слова "Итера".
Что-то такое явно связывает Юлию Владимировну с компанией "Итера", если бизнес-интересы данной структуры - это первое, что Тимошенко принимается обеспечивать, едва лишь прорвавшись к реальной власти. Так было в 2005 году, в недолгий, но очень шумный период премьерства Тимошенко, так происходит и сейчас: снова объявлен пересмотр пресловутых "газовых соглашений", и снова самолёты "Итеры" с высокопоставленными украинскими чиновниками на борту курсируют в треугольнике Киев-Москва-Ашхабад.
Осмотримся по сторонам, сопоставим факты, поделим всё известное нам от обеих заинтересованных сторон надвое и спросим себя: а не является ли "Итера" пресловутой "ниточкой", потянув за которую можно размотать сложный и запутанный клубок связей Юлии Тимошенко за рубежом? Ведь если это так, то поспешность и рвение Юлии Владимировны вполне объяснимы. Поэтому "Итеру" нужно как можно скорее пристроить "на дело" - предположим, привязать к ней пресловутую "трубу" с газом для Украины. А для большей надёжности, можно было бы завязать на "Итеру" украинские газораспределительные сети. И тогда это будет уже не "ниточка", а самая настоящая паутина.
Всё вроде бы получается красиво и логично. Остаётся одно большое "но": на сегодняшний день, угрозу данной комбинации, как кажется, составляют как минимум 2 уголовных дела, разбросанных по разные стороны Атлантики.
Первое дело уже расследовано в США, и по его результатам мотает немалый срок (9 лет) бывший украинский премьер Павел Лазаренко. Добросовестные американцы, приговорившие Лазаренко к конфискации имущества и банковских счетов, в 2006 году на всякий случай послали в Россию и в Украину запросы, дабы удостовериться, не претендует ли на данное имущество какая-либо обиженная Лазаренко сторона. Так вот, в иске о конфискации (дело # 1:04-cv-00798-PLF) в главе "Обзорная информация" сказано: "Многомиллионные состояния нажили и сообщники Лазаренко благодаря связям с ним с тех времен, когда он занимал пост государственного чиновника в Украине. Один из таких соучастников - Петр Николаевич Кириченко, официально назначенный на пост советника Лазаренко в то время, когда последний занимал посты вице-премьера и премьер-министра .... Среди прочих сообщников Лазаренко - Юлия Тимошенко, Игорь Макаров ... и другие". Как видим, фамилия нынешнего украинского премьера следует через запятую после фамилии главы "Итеры".
Но вопрос с американцами - решаемый. В конце концов, здесь могут сработать политические соображения, согласно которым Вашингтону сегодня не выгодно компрометировать одного из лидеров "оранжевой революции" и вполне вероятно - будущего президента Украины. США хватило недавних проблем в Грузии, где Михаил Саакашвилли своими не очень осторожными действиями едва не разубедил Европу в реальной демократичности "бархатных революций". Поэтому сегодня Штаты, скорее всего, промолчат, а в дальнейшем могут использовать возможно имеющийся у них компромат на Тимошенко для влияния на нее в своих интересах.
Ситуация со вторым уголовным делом намного интереснее и запутаннее. Как известно, в январе 2008 года в Москве был арестован известный "авторитетный бизнесмен" Семён Могилевич. Этот арест немедленно связали с газовыми делами на Украине. Характерно, что о вероятных связях Могилевича и "Итеры", "Итеры" и Лазаренко в последний раз говорилось чуть больше года назад, то есть в период "первого пришествия" Тимошенко на украинское премьерство.
Теперь Могилевич "сидит ровно", и все гадают: плохо это для Тимошенко, или хорошо. С одной стороны, вроде бы говорилось, что Могилевич многое может рассказать, в том числе и по известному "делу Тимошенко", которое в 2006 году Россия без лишнего шума прикрыла. Он же должен быть неплохо осведомлён и о делах с "Итерой". Но с другой стороны, Могилевич пока молчит, а Тимошенко не только не была напугана его арестом, а даже принялась давить на Россию с удвоенной силой. Это с её стороны либо игра ва-банк, либо "многоходовка", основанная на серьёзной уверенности в своих силах и основанная на неких договорённостях, про которые широкой общественности ничего не известно.
Не углубляясь в конспирологические выкладки, констатируем: вопрос с Россией при желании решаем для Юлии Владимировны ровно в той же степени, что и вопрос с американцами. Если американцы могли бы использовать для гипотетического влияния на Тимошенко молчание Лазаренко, то Россия с тем же успехом могла бы использовать Могилевича. Это, кстати, означает, что Могилевича вряд ли передадут США, на чём те сегодня настаивают. Если все то, что говорят и пишут о Могилевиче - правда, то кто же по собственной воле лишится такого "рычага влияния" на украинскую политику и её отдельных представителей?
Ситуация с Москвой усложняется лишь тем, что на сегодняшний день Кремль раздираем внутренними противоречиями между несколькими "группами влияния". "Группа "Газпрома" вовсю готовится к президентским выборам, и скорее всего ей таки удастся откомандировать Дмитрия Медведева на высший государственный пост. Иные же группы готовят тылы и, по меткому определению известного российского журналиста Юлии Латыниной, "подчищают хвосты", создавая себе условия для дальнейшего существования в новой конфигурации власти. И очень важно, какая именно из этих двух групп сегодня держит в своих руках Могилевича, а следовательно может использовать его в своих интересах (скажем, для давления на Тимошенко). "Газпром"? Вряд ли. Уголовные дела и внезапные аресты явно не в его компетенции.
Вот и получается, что Юлия Тимошенко, образно выражаясь, одним боком висит на "остром крючке" у вашингтонских ястребов, а другим - на "ржавом крюке" московских стратегов. Распределение нагрузки снижает неприятные ощущения в целом. И при таком раскладе, вопрос о её политических перспективах во многом риторический. В этих условиях, когда внешние риски в значительной степени нейтрализованы, Юлии Тимошенко остаётся только одно - минимизировать опасность со стороны внутренних врагов и оппонентов. Для этого достаточно обеспечить себе контроль над энергетическим - и в первую очередь газовым - сектором. Достижение этой цели позволит Юлии Владимировне практически гарантированно обезопасить себя от нападок со стороны доморощенной "мелюзги" накануне президентских выборов. А расплачиваться за всё в любом случае придётся Украине.