Действия США радуют пакистанских налоговиков и огорчают контрабандистов [ Редагувати ]

Пакистанские экономисты подсчитали, что война США в Афганистане будет стоить экономике до 2,5 миллиардов долларов ежегодно из-за отмены заказов и более высоких страховых выплат. Однако налоговые службы Исламабада находят неожиданные выгоды в создавшейся ситуации.
Несмотря на протесты международных гуманитарных служб, решение Пакистана закрыть границу с Афганистаном может принести значительную прибыль. Гуманитарные организации считают, что это решение оставляет сотни тысяч афганских беженцев на неверной стороне границы. Но этот шаг перекрыл один из наибольших в мире контрабандных маршрутов.
"Контрабандные товары из Афганистана приносили значительный ущерб пакистанской экономике", - говорит представитель властей в Исламабаде. - "Сейчас у нас есть возможность прекратить это раз и навсегда".
По Афганскому соглашению о транзитной торговле Пакистан долгое время позволял Афганистану импортировать товары из Карачи и других портов без уплаты пошлин. Такое право Афганистана как страны, не имеющей выхода к морю, предусмотрено ООН. Больше половины афганского импорта попадает в страну таким образом.
Однако, большинство товаров, достигающих границ Афганистана в запечатанных вагонах, очень быстро нелегально попадают обратно в Пакистан на грузовиках, ослах или верблюдах. Пакистанские экономисты оценили, что ежегодно контрабандой из Афганистана в страну попадают товары на сумму около 1 миллиарда долларов, что стоит налогоплательщикам 400 миллионов долларов потерянных доходов от налогов и пошлин.
Нелегальные торговые потоки также криминализовали большинстов пакистанских пограничных властей, которые берут взятки за пропуск товаров без уплаты пошлин. И, поскольку местные товары облагаются 15% налогом с продаж, это сильно подорвало стимул для местных и иностранных компаний развивать производства в Пакистане.
"Все товары, импортируемые Афганистаном в Пакистан, не могли бы быть использованы афганскими потребителями", - говорит Муан Хайдер, министр внутренних дел Пакистана. - "Ясно, что это хорошо организованный бизнес, приносящий большой ущерб пакистанской экономике".
В июне пакистанская делегация посетила Кабул, чтобы убедить талибов запретить импорт некоторых товаров по той причине, что они не могут быть проданы в Афганистане. Среди них - телевизоры, названные Талибаном "сатанинскими ящиками" и следовательно, незаконные. Лезвия и бритвенные принадлежности - также довольно странный предмет для импорта в стране, где мужчинам запрещено бриться. И, поскольку лица женщин никогда не обнажаются на публике, косметика тоже кажется излишней.
Талибы неохотно согласились добавить семь наименований в список запрещенных для импорта из Пакистана товаров. Но соглашение, вступившее в силу с 1 сентября, не могло принести много пользы, пока соседние страны, в частности, Иран, имеющий подобные соглашения о транзитной торговле с Афганистаном, не подпишет с Кабулом такое же соглашение о запрете тех же товаров.
"Мы считаем подозрительным то, что в прошлом году Афганистан импортировал почти полмиллиона соковыжималок", - говорит Халид Сайед, представитель Министерства торговли в Исламабаде. - "Они также импортировали почти миллион телефонных аппаратов. В стране с 35 тысячами телефонов и очень низкой электрификацией вряд ли есть спрос на эти товары".
Однако, некоторые экономисты считают, что нелегальный реимпорт продуктов из Афганистана оказывает благотворное влияние на пакистанскую экономику. Например, он помог убедить пакистанские власти снизить тарифные барьеры на импорт - за пять лет они снизились в среднем от более 100% до 30%. К тому же, контрабанда снижает потребительские цены.
"Для пакистанских потребителей афганская транзитная торговля была очень выгодна", - говорит Зобаир Хан, экономист, написавший доклад об афганской торговле для Всемирного банка. - "Она также заставила пакистанских производителей повысить свою конкурентоспособность. В целом, можно сказать, что Талибан распространял свободную торговлю в регионе".
В результате режим талибов был долго популярен среди определенных деловых кругов, лоббирующих за установление более благоприятных условий торговли. До его подъема в 1994 году Афганистан был разделен между десятками соперничающих боевых командиров, каждый из которых облагал налогом товар, проходивший через его территорию.
Неудивительно, что так называемая пакистанская "транспортная мафия" - приграничные компании, перевозящие товары по региону - были одними из первых сторонников Талибана. "Талибы остановил грабеж, они снизили трансакционные издержки и ввели единые правила бизнеса", - говорит Зубаир.
С 11 сентября вся торговля с Афганистаном прекратилась. Это хорошая новость для налоговиков Пакистана. Но для организаторов нелегальной торговли, включая обширную сеть пакистанских контрабандистов, таможенников и розничных торговцев, эти пермены - явление временное. "У нас длинная и гористая граница с Афганистаном", - говорит чиновник. -"Контрабандисты возобновят обычный бизнес, когда позволят условия".