Патриаршие труды [ Редагувати ]

Поместный Собор поздно вечером 27 января избрал шестнадцатым Патриархом Всея Руси вроде как либерала. Клобук получил глава ОВЦС митрополит Кирилл (в миру Владимир Гундяев).
Выборы без выбора
Имя шестнадцатого Патриарха Московского и Всея Руси было фактически известно еще с неделю назад. Тогда в российской газете "Ведомости" был опубликован ряд интервью известных мирян-"единороссов" (членов проправительственной политической партии "Единая Россия"), которые "делегатствуют" ныне на Поместном соборе. В этих материалах восхвалялось имя митрополита Кирилла (Гундяева) - Местоблюстителя патриаршего престола.
Поздно вечером 27 января глава Отдела внешних церковных связей РПЦ победил своего оппонента, митрополита Климента с разгромным счетом 72% (508 голосов) на 24% (169 голосов). Из 702 бюллетеней 2 не голосовали, а еще 23 - признаны недействительными.
Тот факт, что кандидатура главы церковного МИД была поддержана на самом верху, говорит и попытка власти отбелить честное имя Кирилла. Незадолго до голосования в прессе выступил глава налоговой службы РФ Александр Починок и постарался опровергнуть участие Гундяева в "табачном скандале", одновременно свалив всю вину на его оппонента Климента. К тому же, не стоит забывать, что Владимир Гундяев родился и вырос в Санкт-Петербурге, городе особо милом Владимиру Путину.
Вообще же, кандидат в патриархи Кирилл провел за декабрь-январь образцово-показательную предвыборную кампанию, не пропадая с газетных полос. В этом ему, конечно, помог и пост Местоблюстителя, на который он был назначен после смерти Алексия ІІ.
Если сначала еще имелись какие-либо сомнения имени будущего главы РПЦ, то со временем они пропали. Особенно после того, как митрополит УПЦ (МП) Владимир (Сабодан) фактически официально самоустранился от борьбы за патриарший престол. А тут еще накануне, как будто специально, "упал" мирской и незаангажированный ресурс о религии Портал-Credo.ру, и все стало совсем хорошо.
В общем, как и все в российской политике, голосование 27 января оказалось очень предсказуемым.
Не до Украины
По мнению экспертов, с избранием Кирилла, поддерживающего курс предшественника, для Украины в церковном плане ничего не изменится кардинально. Ранее россияне побаивались двух главных делегаций на Поместном соборе – от Российской православной церкви за рубежом и от Украины, члены которых в сумме составляют простое большинство делегатов. Однако, видимо, Кириллу удалось с одними договориться келейно, а другие проголосовали за него за неимением лучшего.
Что касается митрополита УПЦ Владимира, который в последнее время наладил связь с Виктором Ющенко, стремящимся к объединению всего отечественного православия, то, видимо, слишком стар он для революций. А потому в России многие вздохнули свободно, после того, как 27 января Сабодан, председательствующий на заседании Собора, заявил, что третьего, неожиданного кандидата не будет.
В ближайшее время Кириллу будет не до Украины – внутренние проблемы решить бы. В то же время не зря один искушенный блоггер несколько недель назад написал (с сохранением стилистики – Авт.): "Если патриархом Московским станет неукраинец – это будет конец Русской православной церкви как экстратерриториальной надгосударственной церкви… Без этого РПЦ превратится в этническую религию по типу индуизма, погрязнет в сектантстве, ереси, проиграет протестантам, мусульманам и телевидению". И далее: "В Мос.пате не понимают одного – кроме Алексия и киевского митрополита Владимира любой другой член Священного Синода – чужой человек в Украине. РПЦ за 18 лет не сделала ничего, чтобы стать ближе к собственным прихожанам в Украине… РПЦ не смогла выйти за рамки прилагательного "русская". Она не просто не решала "украинский вопрос", она его боялась. Сам диакон Кураев писал у себя на сайте: Поместные соборы не созывались за 20 лет ни разу из-за боязни, что украинцы потребуют побольше автономных прав".
В этом контексте следует констатировать, что Кирилл, будь он хоть трижды по семь пядей во лбу, не сможет переломать центробежный тренд украинцев, желающих иметь не просто фактическую широкую автономию внутри РПЦ, а СВОЮ церковь. А если РПЦ останется всего лишь одногосударственной конфессией, то нужен ли будет Кремлю в перспективе ее имперский статус?
Еще один факт выглядит не слишком обнадеживающим для единства московского православия – это неравномерность развития отдельных его частей. Если УПЦ прогрессирует в своей деятельности в последние годы (сказывается жесткая конкуренция за "души"), то российские приходы при отсутствии стимула к кропотливой работе (зачем?! Оппонентов придавит ФСБ) просто отдают власть консерваторам и ретроградам по типу Диомида. Это не может не сказываться на настроениях украинского духовенства.
Под маской либерала
Аналитики отмечают, что новому кормчему московского православия необходимо будет решить полдесятка главных проблем. Речь идет о создании церковного суда, привлечении людей в храмы, недопущение расколов как в РФ, так и в епархиях заграницей (см. предыдущий раздел), общая церковная реформа и сближение с католицизмом.
Искусно играя роль либерала, Кирилл вряд ли им является по сути, скорее уж показывает себя многолетний дипломатический опыт. В ряде своих программных интервью Кирилл заявил, что не пойдет на уступки "инакославию" (то есть фактически миссионерской деятельности протестантов и католиков на канонической территории московского патриархата).
Кроме того, Кирилл, ведущий телепередачи "Слово пастыря", будет и далее продвигать в массы свой любимый идеологический проект – уроки православной этики в общеобразовательной светской школе. Эта деятельность как нельзя больше подходит под внедрение кремлевской идеологической триады (Православие, Самодержавие, Народность). Потому тяжело верится в то, что отношения РПЦ и светской власти со временем охладеют.
Так же тяжело верится в желание Кирилла отделить церковь от государства на законодательном уровне – уж очень сильно это идет вразрез с событиями новейшей истории российского православия. А еще думается, что ярый русский националист Владимир Гундяев, автор "православного ультиматума", без особого труда сможет найти общий язык с условными "консерваторами" – командой своего оппонента Климента.
Что реально может осложнить жизнь 16-му Патриарху, так это экономический кризис. Но клобук одевается до конца жизни, а экономические пертурбации к началу следующего года по идее должны будут утихнуть.
Биографическая справка
Потомственный попович в третьем поколении Владимир Михайлович Гундяев родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Отец и дед его при советской власти были религиозными диссидентами. С трех лет Вова уже знал наизусть основные православные молитвы.
В пионеры принципиально не пошел, за что имел проблемы в школе, пишет пресса.
поступать в Духовную семинарию Гундяеву посоветовал митрополит Никодим, тогдашний лидер православных либералов (мол, "В СССР хороших физиков много, а вот хороших священников не хватает!").
Каким-то образом избегнув армии, Гундяев, впоследствии фигурирующий в анналах КГБ под псевдонимом "Михайлов", поступает в Ленинградскую духовную семинарию.
27 марта 1969 года Кирилл принимает постриг ("Если до той поры не встречу девушку, с которой буду готов пройти через всю жизнь, то принимаю монашество", - передает его слова сестра Елена). До 1971 года он – личный секретарь митрополита Никодима, яро ненавидимого консерваторами за ровные отношения с Ватиканом. После этого начинается церковно-дипломатическая деятельность Кирилла. Параллельно с этим он быстро поднимается по иерархии: 1974 – ректор ленинградской семинарии, 1976 – епископ, 1984 – архиепископ, 1989 – член Синода и глава ОВСЦ, 1991 – митрополит.
Кирилл – яркий представитель плеяды "молодых" либералов-"никодимианцев", которых в разгар хрущевской оттепели продвигало КГБ вверх по карьерной лестнице. Однако в 1990-м партфункционеры сделали ставку на осторожного Ридигера (Алексий ІІ). И в общем-то, не прогадали: в 1996-м разгорелся табачный скандал, от которого Кирилл отмыться не может и доныне.
Увлечения Гундяева нетипичны для церковной среды – он фанат горных лыж (для этого купил себе немаленький дом в Швейцарии), породистых собак, водных лыж и скоростного вождения автомобиля.
Согласно версии журналистов "Огонька", Кирилла "вот уже 30 лет связывают самые теплые отношения" с Лидией Михайловной Леоновой, дочерью повара Ленинградского обкома КПСС.