40 лет назад на экранах засияло "Белое солнце пустыни" [ Редагувати ]
40 лет назад на экранах засияло "Белое солнце пустыни". Это одна из самых загадочных лент отечественной "Фабрики грез". "Добро" на прокат ей дал сам Брежнев. А фразу "За державу обидно" с трибуны цитировал Андропов. "Подробности" начинают серию сюжетов о любимых советских кинофильмах. Кто еще мог сыграть красноармейца Сухова, и где нашли его возлюбленную - узнавала Оксана Кодунова.
Тогда, 40 лет назад, Владимир Мотыль был запрещенным режиссером. Его фильм "Женя, Женечка и Катюша" вызвал протест в политуправлении армии. Там считали - картина о войне не может быть легкомысленной и комедийной. На карьере можно было ставить крест, но близкий друг Григорий Чухрай убедил опального режиссера взяться за сценарий "Спасите гарем".
Владимир Мотыль, режиссер:
- Говорит: "Слушай, для кино ты конченный человек, тебя уже никогда за "Женю, Женечку" не простят. Это у тебя единственный шанс уцелеть в кино, берись, придумывай все заново, делай, что хочешь".
Сценарий был сырым и неинтересным. К тому времени от него отказались с десяток режиссеров. Но Мотыль заново придумал сюжет, взяв за основу лишь красноармейца, бредущего по пустыне. И первая режиссерская находка - Катерина Матвеевна, возлюбленная главного героя.
Эту роль красавицы из саратовской глубинки исполнила монтажер, которую Владимир Мотыль случайно приметил в коридоре "Мосфильма". С другим персонажем вышло сложнее. В роли царского таможенника Верещагина режиссер видел только Павла Луспекаева. Но накануне актеру ампутировали обе стопы. Однако эта роль настолько понравилась Луспекаеву, что он согласился обсудить идею с Владимиром Мотылем.
Владимир Мотыль, режиссер:
- Вышел на своих обрубках, уверенной походкой, нигде не шевельнулся, не потерял равновесия, крепко сжал мне руку: "Ну так что ты придумал для меня?" И он, ни секунды не колеблясь, сказал: "Это можно".
Он как будто предчувствовал - эта роль станет последней. Играл без дублеров, ни разу не показав, как сильно его беспокоят ноги. Через две недели после премьеры "Белого солнца пустыни" Павла Луспекаева не стало.
А вот главного героя - красноармейца Сухова - должен был играть Георгий Юматов. Он блестяще выдержал пробы и уже приступил к работе. Но в первый же съемочный день, когда бригада заехала за актером в гостиницу, он не открыл дверь.
Владимир Мотыль, режиссер:
- Нашли Юматова вдребезги пьяным, а мне надо снимать, все готово для съемок, вот тут мне рассказали, что он склонен, это болезнь, которая была алкоголизм, из самых тяжелых и неприятных для имиджа, но когда он был трезв, он был совершенно творческий человек, очень темпераментный.
Тогда роль бравого красноармейца предложили Анатолию Кузнецову, который тоже проходил пробы.
Анатолий Кузнецов, исполнитель главной роли:
- Я помню, что я выехал, неважно себя чувствовал, перед этим я ногу сломал. И как же думаю? Но сценарий мне очень понравился. И роль, естественно, интересная.
Снимали в туркменской пустыне почти полтора года. Съемки шли тяжело: в невыносимой жаре на берегу Аральского моря. Лошади не желали скакать, актеры падали в обморок от солнечных ударов, но Мотыль настойчиво продолжал снимать. Правда, когда картина была закончена, "Госкино" внесло три десятка правок. На два месяца "Белое солнце пустыни" легло на полку.
Неизвестно, сколько бы картина там пролежала, если бы не случай. Однажды в киноархив позвонили с просьбой срочно предоставить что-нибудь интересное для просмотра для Леонида Брежнева. Тогда заведующий предложил фильм, который нравился и киномеханикам, и уборщицам. Это было "Белое солнце пустыни".
После генсек поблагодарил министра культуры за - дословно - "хорошее кино". Фильму дали вторую категорию и выпустили на экраны страны малым тиражом и без всякой рекламы. Но уже через год картина стала талисманом для космонавтов. Ее и сейчас смотрят перед каждым стартом с Байконура. Это как кинопропуск на полет в космос.
Анатолий Кузнецов, исполнитель главной роли:
- Картину взяли они себе, образно говоря, на вооружение. Она им понравилась поведением героев, своим юмором и так далее, поведением действия в сложных ситуациях. Сейчас и до сих пор она существует как талисман перед запуском нового экипажа, обязательно садится экипаж и смотрит кино от начала до конца.
Оксана Кодунова, Олег Невядомский, "Подробности", телеканал "Интер".