Коалиция по-британски [ Редагувати ]
11 мая резиденция премьер-министра Великобритании на Даунинг-стрит 10 сменила своего хозяина. Британское правительство возглавил лидер консерваторов Дэвид Кэмерон. После долгого 13-летнего перерыва консерваторы возвращаются во власть. Но не одни. Помогать в управлении тори будут преемники их заклятых врагов – вигов. Либерал-демократы, или как их еще называют либдемы, сформировали новое коалиционное правительство с консерваторами. Такого Британия не видела 70 лет. Но будет ли новая коалиция жизнеспособна? У консерваторов и либдемов есть ряд серьезных противоречий.
И все-таки они вместе
Глава либдемов Ник Клегг и руководитель консерваторов Дэвид Кэмерон до и во время выборов в британский парламент пребывали в весьма натянутых отношениях. Пожалуй, именно Клегг, а не глава лейбористов Гордон Браун, был основным соперником нынешнего премьера. На теледебатах 20 апреля этих двух политиков их поддержало почти одинаковое количество британцев – разница составила лишь 1% в пользу Кэмерона. Действующий премьер неоднократно нелицеприятно отзывался о своем оппоненте во время предвыборной гонки. И вот теперь Кэмерон и Клегг "в одной упряжке". Глава либдемов занимает пост первого заместителя премьер-министра. В целом же большинство постов в новом правительстве получили консерваторы. Следует, кстати, отметить, что коалиция консерваторов и либдемов была создана за рекордные для Старого Света 5 дней. Обычно на подобные переговоры в Европе тратится гораздо больше времени.
Помимо личного соперничества лидеров партий, сформировавших коалиционное правительство, между политсилами существуют серьезные разногласия по ряду вопросов. Так, существенным вопросом внутренней политики Великобритании является избирательная реформа, на которой настаивают либдемы. Консерваторы рвения союзников по коалиции не разделяют. Зато лейбористы совсем не против поддержать реформу избирательной системы Великобритании. Отчего же тогда было не сформировать правящую коалицию из либдемов и лейбористов? Ответ прост. Либерально-демократическая партия не захотела связываться с проигравшими. Неспроста жители Туманного Альбиона отдали относительное большинство голосов консерваторам. Британцы попросту устали от правления лейбористов. Гордон Браун оставил страну в тяжелейшем положении. По разным оценкам дефицит бюджета составляет от 11% до 13%. По таким показателям Великобритания приближается к Греции. Национальная валюта переживает падение. На 25% от максимума упал фунт стерлингов по отношению к доллару США. И на этом его падение вряд ли остановится. Кроме того, во внутренней политике лейбористы допустили еще одну существенную промашку – они ратовали за введение удостоверения личности, вот уже несколько лет как не существующего в Великобритании. "Мы откажемся от введения удостоверений личности, и введем годовой максимум на количество мигрантов, прибывающих в Соединенное Королевство извне Европейского союза", - сказала в интерсью "Би-би-си" Тереза Мэй, новая глава Министерства внутренних дел, одна из наиболее ярких фигур среди консерваторов. И если отказ от введения удостоверения личности либдемы могут поддержать, то вот с иммиграцией вопрос остается неясным. Ведь во время выборов позиция Ника Клегга по поводу мигрантов и миграции в целом несколько раз менялась.
Еще одним серьезным камнем преткновения между либдемами и консерваторами станет вопрос внешнеполитической ориентации. Если в Украине политические силы делятся на "прозападные" и "пророссийские", то в Великобритании деление идет на "проевропейские" и "проамериканские". Хотя следует отметить, что в отличие от украинских политиков, их британские "коллеги", к какой бы силе они не принадлежали, во главу всегда ставят национальные интересы. Либерал-демократы ратуют за укрепление связей с объединенной Европой. Консерваторы - традиционные евроскептики. Единственная уступка, которую сделал Клегг своим союзникам – перестал настаивать на скорейшем переходе с британского фунта на евро. Что и понятно. Ведь именно наличие собственной валюты оставляет для Британии еще одну лазейку для выхода из охватившего весь ЕС финансового кризиса. "Страна контролирует свою валюту и не зависит от соглашений с другими крупнейшими экономиками ЕС. В отличие от властей Испании или Италии, не способных девальвировать евро, Банк Англии может ещё больше снизить фунт, снова сделав многие отрасли в стране жизнеспособными", - сказал "Ведомостям" председатель совета директоров "Арбат капитала" Алексей Голубович. Да и уговори Клегг своих соратников-консерваторов, согласился бы ЕС на вхождение в еврозону страны, чьи экономические показатели близки к греческим? Вряд ли. Именно поэтому в программе нового Кабинета министров Соединенного Королевства есть положение, в котором либдемы обязуются не поддерживать введение евро в стране в течение работы нынешнего парламента.
Еще одним камнем преткновения консерваторов и либдемов во внешней политике являются отношения с США. Ник Клегг ратует за прекращение поддержки США и вывод британского контингента из Афганистана. В то же время главой Министерства иностранных дел назначен консерватор Уильям Хейг, известный своими проамериканскими взглядами. С другой стороны, в лагере консерваторов в Клегга есть союзник – назначенный министром юстиции и лордом-канцлером Кен Кларк, который придерживается проевропейских взглядов. Тут и до серьезного противостояния недалеко. Спасает ситуацию лишь то, что Клегг не требует мгновенного вывода войск из Афганистана. В целом же вопрос о том, сколько продержится новая коалиция, остается открытым. Ей дают от нескольких месяцев до 2-3 лет. "У лидера консерваторов нет большинства в парламенте, зато есть сомнительный союзник. Кэмерон не взошел на вершину, он находится на испытательном сроке", - цитирует "Независимая газета" британского обозревателя Саймона Дженкинза. Вообще же, британская пресса сравнивает Кэмерона и Клегга с молодоженами: они такие разные, и все-таки они вместе.
Тем не менее, несмотря на разногласия, либдемы и консерваторы имеют и много сходных позиций. Обе политические силы настаивают на реформе существующей налоговой системы с тем, чтобы уменьшить дефицит бюджета. Только вот способы предлагают разные – консерваторы традиционно выступают за уменьшение налогов и социальных выплат. Либдемы наоборот известны как "защитники бедных", а значит, снижение соцвыплат будут опротестовывать. Хотя и не факт, тем более, что Клегг уже согласился с Кэмероном в том, что придется идти на непопулярные меры. Также обе силы выступают за оживление британской промышленности и уменьшение помощи другим странам. Таким образом, для кого-кого, а Украины изменения в британской политике пройдут практически без следа. Что и говорить, раньше даже сосед Украины – Россия – редко удостаивался британского внимания. Сейчас же британцы и вовсе зациклятся на решении собственных проблем. "Новое правительство Великобритании очень необычно. И поэтому от него стоит ждать необычных политических решений внутри страны. Однако вряд ли произойдут какие-то изменения на внешнеполитическом поприще", - комментирует ситуацию "Российской газете" профессор политологии Лондонской школы экономики Тони Траверс.
Переформатирование оппозиции
В отличие от Украины, где Юлия Тимошенко после своего проигрыша начала кампанию по консолидации оппозиционных сил вокруг своей фигуры, глава проигравшей Лейбористской партии Гордон Браун сразу же отошел от дел. Притом не только государственных, но и партийных. Более того, несмотря на все уговоры соратников повременить со сложением полномочий британского премьера и попытаться договориться с либерал-демократами, Браун принял решение просить королеву об отставке. Еще до того, как сделка тори и наследников вигов была оформлена, Гордон Браун покинул Даунинг-стрит 10. В отличие от Тимошенко, британский премьер прекрасно понимал, какие с какими результатами завершено его правление для страны. Перманентно отрицательный торговый баланс на уровне -3%, практическое отсутствие роста ВВП говорят сами за себя. В Великобритании в целом и в Лейбористкой партии в частности необходимы перемены.
После ухода Брауна с поста премьер-министра и главы своей партии, лейбористы объявили о выборе нового партийного руководства. Пока фаворитом является Дэвид Миллибенд, памятный скандалом с переговорами с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Миллибенд, занимавший должность министра иностранных дел, уже заручился поддержкой таких весомых лейбористов, как Алан Джонсон и Харриет Харман. Последняя, кстати, сейчас исполняет обязанности главы партии. На прощание Гордон Браун, как передает "Би-би-си", сказал: "Я любил эту работу, поскольку она давала возможность сделать страну, которую я так люблю, справедливее, терпимее, экологичнее, демократичнее и богаче - другими словами, поистине более Великой Британией". Гордон Браун не поливал никого грязью. Да и его оппоненты первые свои слова сказали о необходимости реформ, и, главное, объяснили, какие это будут реформы, а не говорили о том, насколько плох их предшественник. В отличие от украинцев, у британцев смена правящей верхушки и руководства оппозиции проходит цивилизованно.