Виртуальный национализм [ Редагувати ]
Европейская интеграция оказывается лучшим способом для выражения националистических амбиций этнических групп. С распадом Варшавского пакта конфронтация между новыми независимыми государствами Центральной и Восточной Европы развернулась по многим направлениям. Они пытались отстаивать свою свежеобретенную независимость, консолидируя государства-нации в классическом смысле этого слова (утверждая, что политические границы их государств совпадают с этническими границами), или пытаясь прислушаться к голосу просвещения и присоединиться в более продвинутым западным государствам в демократической и плюралистической Европе. Сторонники расширения Европейского Союза и НАТО рассматривают членство в этих организациях как стимул для правительств стран Восточной и Центральной Европы выбрать пост националистический "европейский путь". Государства, обравшие традиционный путь развития государства-нации, такие как Югославия Слободана Милошевича, Словакия Владимира Мекиара, были наказаны и проигнорированы. Государства, которые предпочли избежать национальных амбиций, такие как Венгрия, подписавшая договор об установлении границы с Румынией, получили поощрительный приз в качестве членства в западных институциях. Как ни странно, но большинство этнических групп по всей Европе осознают, что европейская интеграция - это самый удачный шанс отстоять свои национальные амбиции. В некоторых случаях, например в случае басков в Испании и шотландцев в Великобритании, меньшинства в структуре государства-нации рассматривают более глубокую европейскую интеграцию в качестве способа осуществления мечты о большей независимости. В других случаях, правительства борются за создание государства, из нации, существующей за границами государства. Возьмем например Венгрию, которая с 1990 года, основала полноценную систему правительственных организаций и фундаций, которые связывают этнических венгров, проживающих в соседних странах с Венгрией, и способствуют тому, что они остаются членами венгерской нации без фактического переезда на родину. Правительство и Венгерское меньшинство за границей координирует деятельность этих институций, а Венгерская постоянная конференция формализирует и поощряет связи между венгерскими лидерами внутри страны и за границей. Эта система институтов, которая выходит за территориальные пределы, позволяя ввести новый вид национальной интеграции, которую венгерское правительство называет "договорной нацией". Согласно этому подходу венгры, проживающие за границей, могут спокойно считать Будапешт своим культурным центром, Братиславу и Белград - государственными столицами, Новый сад - региональным центром, и так далее. Венгерская политическая элита признает, что в одностороннем порядке она не в состоянии "виртуализировать" свои национальные границы. Следовательно они стремятся не только сами стать членами ЕС, но и хотят чтобы членами Европейского Союза стали и их соседи. Национальная стратегия Венгрии отражает все ее ожидания. Если Венгрия и ее соседи станут членами ЕС, тогда в ЕС исчезнут все ограничения гражданства. Хартии ЕС, которые способствуют тому, чтобы языки меньшинств использовались в правительстве и системе образования. Таким образом в структуре децентрализованного ЕС, позволяющего сильную региональную кооперацию, венгерские институции будут в состоянии функционировать транскордонно, а также теми путями, использование которых сейчас заблокировано национальным законодательством и политикой соседних государств. Однако ЕС думает далеко не виртуально. Он дал понять, что будет иметь дело с каждой страной, желающей приобщиться к высокому (ЕС), в индивидуальном порядке. Пока что переговоры о вступлении даже не были начаты с Украиной, Хорватией и Сербией. - странами, в которых проживает более полумиллиона особ венгерской национальности. Более того, Румыния (с венгерской национальной меньшиной более чем 1,6 миллиона человек) не входит в группу стран следующей волны расширения ЕС и, вообще-то, мало кто верит, что ее вступление в ЕС произойдет в ближайшем будущем. Если Венгрия вступит в ЕС, а ее соседи останутся за бортом, окажется, что ее суверенитет только пострадает, осуществление ее национальных проектов окажется под угрозой. Правительство утратит возможности "заботиться" о венграх за границей. Ему придется принять общую европейскую иммиграционную политику, а значит, она более не сможет вести двусторонние переговоры со своими соседями. Венгерское правительство ищет пути виртуальной интеграции венгров соседних стран в ЕС, даже если государство, в котором они проживают, не является членом ЕС. Одним из вариантов является введение двойного гражданства, однако, и у этого варианта есть противники, поскольку это предполагает отсутствие налогообложения. Предпочтительным решением является введение специального статуса для этнических венгров, проживающих за пределами Венгрии, что, возможно, позволит им работать на территории Венгрии, не становясь ее гражданином. Европейская интеграция, может оказаться единственным пост-национальным решением фундаментальной проблемы современного национализма, который стремится сохранить уникальную национальную идентичность, и в тоже время консолидировать демократию в многонациональном обществе. Однако, так как ЕС заменит собой ограниченные территории, более широким пространством, в ближайшие десятилетия он должен сконцентрироваться на внутреннем строении. Иначе ЕС вполне может создать новый национализм, ликвидировать границы для некоторых государств, и укрепить их по отношению к другим.