В Ираке процветает торговля подержанными авто [ Редагувати ]
Война в Ираке способствовала беспрецедентному росту торговли с соседней Иорданией. Портовый город Акаба стал свидетелем нашествия иракцев, прибывших сюда, в основном, для покупки автомобилей. А дешевизна иракского бензина лишь подстегнула эту торговлю.
Туристы иорданского портово-курортного города Акабы до недавнего времени наслаждались видами Красного моря, Израиля и Египта. Но за последние три месяца этот пейзаж драматически изменился.
Напротив частных пляжей и даже самых престижных гостиниц-курортов, всего в нескольких сотнях метров, стоят огромные грузовые корабли. В ожидании очереди на разгрузку, они вынуждены бросить здесь якоря, как минимум на пять дней.
Причина - перегруженность порта Акабы, ставшего самым занятым в регионе. На борту кораблей в основном автомобили, большая часть которых на европейском рынке уже была ба отправлена на свалку.
Однако предприимчивые дилеры подержанных автомобилей из Англии, Италии, Швейцарии, вдохнули в них новую жизнь - на иракском рынке. По словам 49-летнего портового врача Сами Халеда, только в июле, в порт Акабы прибыло около 60 тысяч автомобилей.
"Здесь даже места столько нет. Поэтому машины разгружают прямо на горе, возле порта ", - сказал Халед. В основном, это машины старше 10 лет, в большинстве, побитые и иракцы тратят на них от 500 до 3000 долларов.
Благословение США
Через месяц после того, как президент США Джордж Буш объявил об окончании активных боевых действий в Ираке, американская администрация разрешила иракцам завозить в свою страну автомобили без ограничений и оплаты обязательных государственных платежей.
Поток подержанных машин устремился в Ирак из соседней Иордании. Правительство этой страны недавно также сняло различные налоги на машины, доставляемые по морю в иорданский порт Акаба из европейских портов, таких, как Гамбург в Германии.
Некоторые иракцы считают, что США преднамеренно разрешили невинный автомобильный бизнес - в надежде, что это отвлечет иракцев от нападений на коалиционные силы.
Самодельные нефтеперегонщики
Запах кустарного бензина встречает вас прямо на границе и преследует по всему Ираку. А над окрестностями столицы висят густые клубы дыма от горящих гигантскими факелами нефтяных скважин.
В Багдаде цена 50 литров бензина - чуть больше одного доллара. Такая сумма вполне по карману владельцам автомобилей, приобретенных в Иордании. Но аналитики предупреждают, что это еще не признак оздоровления иракской нефтяной промышленности.
В послевоенном иракском хаосе, многие стали нелегально пользоваться нефтяными скважинами, которых в богатом нефтью Ираке, более двух тысяч. Министерство нефти Ирака сообщает об увеличении взрывов нефтепроводов. Среди наиболее поврежденных северный нефтепровод, поставляющий нефть в турецкий порт Джейхан.
Кроме того, нефть воруют из пробоин в основном нефтепроводе на юге Ирака. Украденное сырье, в грузовых цистернах, нелегально перевозят в Кувейт, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Специалисты считают, что это наносит иракской экономике огромный ущерб.
Производство нефти в Ираке резко упало. До начала войны в Персидском Заливе в 1990 году Ирак добывал около трех миллионов баррелей в день. Сегодня добыча упала в три раза. Специалисты называют причиной этого широко распространенные акты саботажа и воровства. Аналитики указывают, что до тех пор, пока в Ираке не наладится нефтедобыча, цены на нефть на мировом рынке падать не будут.