Александр Попов: Незаконно отчужденные земли будут возвращены городу [ Редагувати ]

Александр Попов, председатель Киевской городской государственной администрации (КГГА), рассказал ИА "Украинские новости" о выборах мэра и о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в Киеве.
Александр Павлович, чуть более года назад вы начали работать в Киевской городской государственной администрации. Расскажите о том, с какими проблемами вы столкнулись, и как их решали?
Год назад, и это не секрет для киевлян, экономическая и финансовая ситуация в Киеве была довольно сложной, поскольку были тенденции к спаду экономики, серьезные проблемы в формировании городского бюджета. Кроме того, были заморожены инвестиционные программы. Поэтому, первая задача, которая стояла перед руководством – стабилизировать ситуацию и создать перспективы для развития города. Причины, которые привели к такому положению дел, прежде всего, – неэффективная система управления, отсутствие ответственности за стабильность ситуации в городе и очень конфликтные взаимоотношения между городской и районными администрациями. Нам пришлось очень сильно потрудиться, но, все таки, удалось в короткий период времени изменить систему управления, стабилизировать ситуацию, привлечь с помощью Президента и правительства серьезные инвестиции в развитие города Киева. Поэтому, когда мы сегодня говорим об экономическом положении Киева, мы апеллируем совсем другими тенденциями и, кроме того, не останавливаясь на теме сегодняшнего и завтрашнего дня, уже готовы к тому, чтобы серьезно представлять себе, а в дальнейшем и активно заниматься реализацией перспективных проектов для его развития на ближайшие 15 лет.
Вы сказали о неэффективной системе управления в прошлом. Именно поэтому вы пришли к идее о реорганизации структуры горадминистрации? Расскажите подробнее, о чем идет речь.
Мы "косметический ремонт", скажем так, провели практически в начале нашей работы, поскольку система управления была очень бюрократичной. В руководящем составе было значительное количество чиновников. Был период, когда у председателя КГГА насчитывалось около 18 замов. Сейчас их пять, и один из них (Анатолий Голубченко) занимается исключительно вопросами подготовки столицы к Евро-2012. Мы очень серьезно отнеслись к тому, чтобы сократить бюрократический аппарат и сократить количество людей, которые, по нашему мнению, неэффективно реализуют программы, связанные с развитием города. Первый этап такого, условно говоря, марафета, мы провели. Но если подходить к этой теме обоснованно, то основой для принятия решений должен быть перспективный план развития города. Когда мы определимся с четким, окончательным форматом стратегии развития Киева до 2025 года мы сформируем систему управления городом. Задачи, стоящие перед нами очень амбициозны, и люди, которые будут их реализовать, возможно, даже требуют новой дополнительной подготовки. При этом, основным направлением, конечно, является привлечение в развитие экономики инвестиционного ресурса с различных источников и на базе этого - решение социальных проблем.
Вы имеете в виду привлечение грантов?
Для нас основной источник развития экономики – это, конечно, частные инвестиции. Достаточно много денег сегодня в мире и мы надеемся, что иностранные компании смогут быть инвесторами. Город предложит проекты, в которые можно вложить иностранные инвестиции. Ну, конечно же, и внутренние инвестиции будут задействованы. Кроме того, это могут быть и деньги международных финансовых организаций, за которые можно было бы реализовывать, такие проекты, как, например, проект энергосбережения. Это быстроокупаемые деньги и даже если бы город их взял взаймы на долгосрочный период, то это все равно было бы оправдано. Что же касается грантовой поддержки: если мы определяем, что на вопросы развития Киева в стратегическом плане потребуются десятки миллиардов долларов, то грантовая поддержка может быть выражена в десятках миллионов. Мы бы хотели направить гранты на подготовку персонала, на развитие демократических начал, на участие киевлян в управлении города, в развитие местного самоуправления, в реализацию программ в жилищном секторе. Это и "Единое окно", и создание ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов), ОСН (органы самоорганизации населения). Гранты ведь и предоставляются именно под такие программы. Но парадокс в том, что город Киев получает куда меньшую грантовую поддержку, чем Комсомольск еще в то время, когда я был мэром.
С чем, по вашему мнению, связан факт непривлекательности Киева для грантодателей?
Это связано с отсутствием системной работы. Должно быть доверие к властям Киева, к Киеву в целом, и такое доверие нужно сформировать. Раньше этот потенциал не был задействован и я принял решение, что данным направлением должен заниматься отдельный человек (4 июля советником во вопросам сотрудничества с грантовыми и донорскими организациями был назначен Станислав Куценко) и результаты его работы, оценка его деятельности – это объем привлеченных грантов. Я вижу реальную возможность партнерского сотрудничества с разными грантодателями, такими как Европейский Союз, Агентство США по международному развитию (USAID), некоторые другие фонды. Это сотрудничество возможно, как в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так и в развитии малого бизнеса, что очень важно, в вопросах энергосбережения. Круг грантодателей большой, но нам надо представить себя, как достойного и надежного партнера.
Александр Павлович, расскажите о том, как складывается работа с новым секретарем Киевского городского совета Галиной Герегой?
У Галины Федоровны очень большой опыт менеджмента. Она руководила крупной компанией, а чтобы добиться успеха в бизнесе нужно иметь и характер, и опыт, и настойчивость. Не случайно, когда речь шла о секретаре городского совета, мое мнение склонялось именно к тому, чтобы такой человек как она могла представлять горсовет, тем более, что она политически незаангажирована и, как я считаю, идеально подходит для руководства существующего состава Киевсовета. С Галиной Федоровной встречаемся регулярно. Вопросы для обсуждения могут быть разные. Во-первых, это вопросы, касающиеся принятия очень важных программ, связанных с развитием города, экономикой, с решением социальных проблем. Кроме того, формирование в какой-то степени повестки дня, которую предлагает КГГА – это тоже момент обсуждения.
На сессии в марте вы заявили о том, что из коммунальной собственности Киева было незаконно отчуждено около 3 тыс. га земель. Как продвигается процесс их возврата в коммунальную собственность?
Мы сейчас готовимся к тому, чтобы сделать отчет перед киевлянами о том, какая работа в этом плане уже проведена и еще будет проведена. Даже сделали карту, какие земли возвращаются. Но этот процесс не быстрый и не простой, он требует соответствующих решений правоохранительных органов, рассмотрений в судах. На данный момент в собственность территориальной общины удалось вернуть более 1 тысячи гектаров земель, в том числе территории зеленых насаждений. Это только начало процесса, и мы активно ведем работы, для того, чтобы вернуть в собственность территориальной общины отчужденные земли. Сейчас сотни исков находятся в судах. Я очень благодарен прокуратуре и городской, и Генеральной за помощь. Но дело ведь не только в земле. Одновременно и другие активы возвращаем в коммунальную собственность. Недавно, например, киевлянам был возвращен книжный магазин "Сяйво", и к середине осени, я думаю, мы его откроем, и это будет один из самых современных книжных магазинов.
Сколько в коммунальной собственности находится объектов, которые могут подлежать приватизации?
Сегодня около 1 тысячи объектов, которые находятся в проработке с точки зрения их возможной приватизации. Они небольшие, но есть.
Александр Павлович, готовы ли вы участвовать в выборах?
Я думаю, вы меня поймете: есть конституция и законодательство, и по-другому быть не может. Перспектива выборов в горсовете – это окончание полномочий и мэра, и горсовета. Посмотрим, как будут события развиваться. Процесс выборов ведь не зависит от того, хочет Попов завтра выборы или сегодня.
Но сейчас ведь полномочия мэра и председателя горадминистрации разделены, и полномочия мэра не обширны.
Закон позволяет сегодня главе государства определить мэра главой администрации. Но это зависит от позиции Президента. Я думаю, что киевляне, должны понять, что сегодня у Киева есть уникальный случай – огромная поддержка главы государства и понимание руководства города, что и как делать, остается только этот механизм и потенциал профессионально объединить и использовать во благо развития города. Тогда эти перспективы немедленно дадут о себе знать. То, что мы сейчас строим точечно – это все мелочи в сравнении с тем, что может быть на самом деле. Киев может быть бурным инвестиционным регионом, и это реально сделать, ведь понимание того, каким образом – есть.
Вы себя видите на посту мэра?
Быть причастным к развитию столицы – это почетно. Я думаю, если любой человек, который чувствует свой внутренний потенциал, скажет, что ему не интересно быть причастным к истории города Киева, к его развитию – будет не откровенен. И, конечно, должность, которую я занимаю в данный момент, я расцениваю как большое доверие, которое дает мне возможность реализовать свой потенциал. И если так сложится судьба, что можно будет выйти на этап выборной кампании, чувствовать, что люди определенные надежды связывают… Поймите, я никогда не был авантюристом. Я бы никогда и раньше, когда избирался, не шел бы на выборы, если бы понимал, что я их проиграю. Просто нет времени тратить усилия и давать надежды и себе и команде. Сначала мы должны завоевать доверие и понимать, что у нас есть шанс победить, и тогда идти на выборы. Но проблема власти в Киеве заключается в том, что ей перестали доверять, и доверять перестали объективно. К сожалению, киевлян много раз обманывали. Пройти этот период от недоверия к доверию очень сложно. У нас сейчас есть возможность реализовывать нашу политику и доказывать, что мы пришли для того, чтобы сделать для Киева хорошее, именно для киевлян хорошее. Пойду ли на выборы… Посмотрим.
Александр Павлович, не так давно один из ваших замов рассказал о том, что город сомневается в целесообразности передачи объектов теплоэнергетики в концессию.
У меня никогда не было сомнений в плане того, каким образом нужно развивать жилищно-коммунальную сферу и решать проблему, например, теплоэнергетики. Даже будучи министром, я был активным сторонником того, чтобы частный бизнес и власть решали проблемы совместно. Это не просто мои личные выводы – это мировая практика. Если спросить любого специалиста в сфере теплоэнергетики Киева, - неважно, иностранный или отечественный, - он скажет, что перспективным вариантом сотрудничества в развитии теплоэнергетики является концессия. Я изучил опыт огромного количества стран, в том числе и тех, которые пришли к рыночным отношениям через этап социализма, - все они делали такие шаги, и это дало возможность стабилизировать ситуацию. Поэтому я считаю, и это моя личная позиция как специалиста, что концессия – это выгодно. И если мы привлечем на условиях концессии значительные инвестиции в развитие теплоэнергетики города, ведь речь идет о нескольких миллиардах долларов, а таких денег нет ни у страны, ни у города, - это позволит урегулировать критическую на данный момент ситуацию.
Концессия может повлиять на тарифообразование в столице?
Аварийность объектов ТЭК с каждым годом увеличивается, энергоемкость огромная, с ростом цен на газ и электроэнергию мы заходим в тупик, так как не можем поднять тарифы до экономически обоснованных. И сегодня они все еще не соответствуют обоснованным. Необходимо каждый раз находить в бюджете деньги, чтобы компенсировать разницу. Поэтому, единственное наше спасение – найти большой объем средств, которые пойдут на уменьшение потребления энергоресурсов, а это можно сделать только благодаря техническому перевооружению и замене энергоемкого устаревшего оборудования на современные технологии, и, конечно же, замены инженерных сетей, которые находятся в крайне аварийном состоянии. Мы имеем огромные потери. Мы понимаем, что теряя, мы никогда не придем к нормальной экономической ситуации. Поэтому я абсолютно убежден, что выход - это частно-государственное партнерство. Моя позиция в этом плане не изменилась. Сегодня это произойдет, завтра… Моя точка зрения такова – чем быстрее, тем лучше. Но решение принимает городской совет. Кстати, я хочу еще раз подчеркнуть, что концессия – не предусматривает безвозвратной передачи сетей. Суть концессии – аренда коммунальной собственности, которая, спустя, например, 20 лет, вернется территориальной общине, но уже в совершенно новом техническом состоянии.
Почему компании должны быть заинтересованы в концессии?
Выгода бизнеса в том, что инвестиции вкладываются в ближайшие несколько лет, а потом за счет экономии, полученной от сокращения объема потребления энергоресурсов, этот проект окупается на протяжении оставшихся 10-15 лет. Мы хотим пройти этот этап цивилизовано, провести конкурс, подписать совершенный по всем пунктам договор. Это моя принципиальная позиция. Но к этому надо подготовиться.
Сколько времени потребуется на такую подготовку?
В первую очередь, необходимо провести инвентаризацию, понять техническое состояние, определиться со стоимостью всего этого имущества, проиндексировать его. Объективно определить состояние дел и активы города – это очень важная задача. Она очень важна и для того, чтобы при подписании договора мы понимали, какие экономические и финансовые показатели можем заложить в фундамент договора. Я думаю, на это нам придется потратить 3-4 месяца. Кстати, 5 августа я подписал распоряжение, которое позволяет нам провести эту работу, и ее результат будет основой для того, чтобы мы вернулись к теме стоит это делать или не стоит. При подписании договора, в случае положительного решения Киевсовета относительно концессии, мы привлечем иностранных специалистов, как экспертов. Ведь тот договор, который был подписан много лет назад – пример того, каким договор не должен быть, явный пример халатного отношения. Кстати, я должен отдать должное "Киевэнерго", потому что они согласны с нашей политикой относительно решения данного вопроса цивилизованным путем. Ведь договор аренды с "Киевэнерго" заключен до 2017 года. По большому счету, они могли сказать: нет ребята, давайте до 2017 года доживем, а потом делайте, что хотите. Но мы сели и обсудили состояние дел, и сегодня руководители компании и города понимают, что если все оставить без изменений, ситуация может стать непредсказуемой и непоправимой.
Александр Павлович, как всегда одной из наиболее болезненных тем остается реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Что город намерен предпринимать? На каком уровне предусмотрено финансирование?
В ближайшие 15 лет необходимо инвестировать в ЖКХ порядка 80 миллиардов гривен, но это не окончательная цифра. Я думаю, что реформирование отрасли потребует больших инвестиций. В ближайшие 3-4 года, благодаря поддержке Президента и правительства, средств, выделяемых из городского бюджета, и частных инвестиций, мы сможем стабилизировать ситуацию, сделать более надежной и уже дальше развивать и выходить на самые современные технологии. От государства мы получаем огромную поддержку. В этом году город Киев получил на развитие жилищно-коммунальной сферы больше средств, чем вся Украина в целом. Понимание руководством страны проблем города и партнерские отношения с городской властью позволяют эти вопросы решать. Но, как я считаю, основным направлением нашей инвестиционной политики должно быть создание условий для привлечения частных инвестиций в конкретные проекты. Я надеюсь, что уже в следующем году мы сможем создать такие условия и получить результат в виде инвестиций в объеме не меньшем, чем помощь со стороны госбюджета. Мы очень серьезно относимся к тому, чтобы за ближайшие месяцы сформировать большой пакет инвестпредложений. В том числе, и в вопросах развития ЖКХ. Это конкретные бизнес-проекты, бизнес-предложения. И стратегия (стратегия развития Киева до 2025) – это фундамент, который нам позволит организовать и провести инвестиционный форум, запланированный на начало 2012 года, куда будут приглашены крупные иностранные и украинские компании. На данном форуме город сможет презентовать все проекты и варианты их реализации. Задача, которую мы ставим – привлечение миллиардов гривен в развитие инженерной инфраструктуры.
Близится начало отопительного сезона. Вы говорили о том, что довольны подготовкой города к нему. Но не рассматривает ли город переход на использование мазута в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, ведь цены на газ только растут?
Переход на мазут - это утопия. Это надо всю железную дорогу перекрыть, чтоб эшелоны с мазутом ехали. Мазут может использоваться, но только как резервный вариант - максимум на 3 дня, чтобы в случае аварии устранить поломки. Если и говорить об альтернативах, то это, конечно же, не мазут. Это может быть биотопливо, солнечные батареи. Кстати, такие технологии мы тоже намерены внедрять. У нас сейчас 8 стратегических инициатив, но мы пришли к выводу, что нужна девятая и мы ее решили назвать энергоэффективный город. Возможно применение альтернативных источников, например, переработка мусора, который может стать сырьем для производства тепловой энергии. В Киеве, кстати, очень много частных инициатив по реализации таких программ. Сейчас, например, мы начали заниматься реконструкцией подъездов. Одна из задач – лестничные клетки должны быть освещены. Одно дело – старая лампочка, другое – современные технологии. В Святошинкском районе испытываем три технологии местных изобретателей. Можем сказать, что после замены устаревшего оснащения, даже если все подъезды в ночной период будут освещены, один район будет экономить около 3 млн гривен. А со временем, возможно, мы сможем вообще отказаться от использования электричества в освещении подъездов. Потому что, одна из технологий – это солнечная батарея, которая днем аккумулирует солнечную энергию и ночью работает на освещение.
Последнее время все чаще частные перевозчики заявляют о намерениях по повышению цен на проезд. Понятно, что город не в компетенции регулировать их ценовую политику, но все же, что вы думаете по этому поводу?
У той команды, которая работает сейчас, есть большой опыт работы в муниципалитете, в министерстве. Мировой практика показывает, что, как правило, муниципалитеты реализовывают политику, где общественный транспорт является коммунальным. В течение ближайших 7-8 месяцев мы заменим изношенный общественный коммунальный транспорт на современный подвижной состав. Это касается и автобусов, троллейбусов, частичной замены трамваев. Сделано все это будет не только для того, чтобы улучшить качество обслуживания и сделать транспорт более экономичным, но и, конечно же, для того, чтобы уйти от услуг частников. Город сможет осуществлять перевозки эффективнее и дешевле. Водители же, которые работают сейчас в частной сфере, смогут перейти работать на коммунальный транспорт. Мы ведь будем увеличивать количество машин, и, соответственно, будем набирать водителей. Я считаю, что тот, кто задумывается о социальной защите, о будущем, с удовольствием примет предложение города.