Путин послал Украине сигналы [ Редагувати ]

В канун "конца света" президент РФ провел масштабную пресс-конференцию. В ходе длительного общения Владимир Путин рассказал не только о российской действительности, но и о сотрудничестве с Украиной – как в "газовом" смысле, так и таможенном. Что после недавнего срыва поездки Виктора Януковича в Москву вызывает острый интерес.
Первой для третьего президентского срока большой пресс-конференции Владимира Путина не хватило менее 10 минут, чтобы побить рекорды продолжительности. Общение главы РФ с журналистами длилось более четырех с половиной часов. За это время российский лидер успел рассказать о свершениях годового масштаба, уделить внимание проблемам ряда регионов и высказаться по поводу самых болезненных "внешних тем".
Если судить по поднимаемым темам, сам Владимир Владимирович предпочитал обсуждать вопросы экономического роста (согласно результатам работы анализатора речи, в первые полтора часа конференции, на которые и пришлось вступительное слово, экономическая проблематика была актуальнее всего), демографических перспективах и грядущих социальных свершениях.
А вот круг интересующих журналистов вопросов определялся не столько представлением о будущем, сколько вниманием к насущным проблемам. 20 декабря раз от раза всплывали темы коррупции, протестов и моделей смены власти, при обсуждении которых Путин подчеркивал, что его никак нельзя назвать авторитарным правителем. "Если бы я считал, что тоталитарная или авторитарная система является для нас наиболее предпочтительной, то я бы просто изменил Конституцию, как вы понимаете, это было легко сделать. Это же не требует даже какого-то всенародного голосования, достаточно было провести это решение в парламенте, где у нас было больше 300 голосов. Я сознательно ушел на вторую позицию, сознательно, для того чтобы обеспечить и преемственность власти, и проявить уважение к Конституции страны и к нашим законам", - объяснял трижды президент РФ, который за сезоны своего правления не видит "таких крупных системных ошибок, которые я бы хотел сегодня развернуть назад или как-то исправить"... А больше всего, если судить по частоте упоминаний, прессу интересовала еще не совершенная потенциальная "ошибка". Темой дня предсказуемо стал проголосованный Госдумой во втором чтении "закон Димы Яковлева", предлагающий ответом на "список Магнитсткого" ограничения в финансировании общественных организаций за американские средства и запрет гражданам США усыновлять российских детей. 20 декабря Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что считает парламентский порыв "эмоциональным, но адекватным", и обещал глубже разобраться с ситуацией уже перед одобрением нормативного акта.
Дипломатические отношения с Вашингтоном (к слову, отказывать себе в упоминании о Гуантанамо российский лидер не стал) были не единственным, поднимаемым на пресс-конференции, внешнеполитическим вопросом. Так, Владимир Путин сравнительно аккуратно высказался по проблеме Курильских островов и обновления отношений с Грузией, меняющей руководство государством. "Действующий президент господин Саакашвили завел ситуацию в тупик – я, откровенно говоря, не очень понимаю, как отсюда выбираться. Россия не может изменить свое решение, связанное с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, мы не можем это сделать по определению. А Грузия не может согласиться с тем, чтобы признать их независимый статус. Я не представляю, что можно здесь сделать", - уточнял президент. А вот другое направление постсоветского сотрудничества, главу РФ, похоже, только радует.
Теме наднационального сотрудничества Владимир Владимирович уделял внимание часто – и в ходе пресс-конференции, и в недавнем послании к Федеральному собранию. В качестве примеров внешнеторговых усилий руководства государства он назвал и вступление России в ВТО, и подписание договора о создании зоны свободной торговли в границах СНГ и, чему было уделено особое внимание, успешную работу Таможенного союза. "Рост товарооборота с этими странами составил 10 процентов, очень неплохо. Но самое главное – и в этой широкой аудитории хочу ещё раз повторить, что у нас очень хорошая структура взаимной торговли со странами Таможенного союза... Это говорит о том, что мы очень удобные и правильные партнеры друг для друга", - рекламировал Владимир Путин общее детище. А для Украины такая "реклама" звучит неоднозначно. С одной стороны, уходящий год прошел под знаком нескольких затяжных "торговых войн". С другой – недавно руководство нашей страны вернулось к риторике "частичного присоединения".
Надо заметить, слухи о том, что в ходе несостоявшегося 18 декабря визита Виктора Януковича Украина должна была подключиться к России, Беларуси и Казахстану, президент РФ опроверг. "Вы знаете, речь не идет о присоединении Украины к Таможенному союзу. Потому что для того, чтобы речь зашла именно таким образом, мы должны получить официальную заявку Украины на вступление в Таможенный союз. Такой заявки нет", - пояснил он. Впрочем, особенности процедуры и не могли предполагать экстренного присоединения, а о том, собирались ли президенты обсудить вопрос декларации политических намерений, Владимир Владимирович умолчал. Зато – остановился подробнее на разъяснении того, в чем состоят трудности во взаимодействии Киева и ТС.
До уже привычного аргумента "Таможенный союз – это никаких пошлин, дешевый газ и много миллиардов товарооборота" 20 декабря дело не дошло. Вместо этого Путин объяснил, что предметом консультаций являются сложности перехода от механизмов межнационального взаимодействия к наднациональному, когда то же квотирование осуществляется по схеме "Украина – ТС в целом", а не "Украина-Россия". "Это серьезнейший вопрос, связанный с функционированием целых отраслей украинской экономики и с поддержанием должного уровня рынка труда, то есть с сохранением рабочих мест. И сейчас украинские партнеры, разумеется, ищут выходы из этой ситуации, ищут такие формы сотрудничества с Таможенным союзом, которые были бы приемлемы для Украины, но вписывались бы в те правовые нормы, которые положены в основу функционирования этого интеграционного объединения", - обобщал президенты моменты, "что касаются тематики Таможенного союза". Другая "вечнозеленая" проблема рассматривалась отдельно.
Рассказав о том, что в сложностях Киева с Таможенным союзом виновата никак не РФ, Владимир Путин переключился в "газовый" режим. И тут снова-таки российский лидер упреждающе снял с Москвы гипотетическую ответственность за возможные разногласия. Контракт есть, "никто не подвергает сомнению его легитимность", а вдруг возникнут проблемы – Газпром всегда готов "идти навстречу".
При этом Путин признал, что походы навстречу ограничиваются интересами самого Газпрома, активно развивающего альтернативу давним транзитным маршрутам. Вспомнив о "Потоках" – "Северном", "Голубом" и "Южном", российский лидер, в некотором роде, "передал привет" затяжному переговорному процессу, признав, фактически, что значимость украинской ГТС на сегодня может быть переоценена. "Думаю, что наши украинские партнеры совершили очень большую стратегическую ошибку в свое время, фундаментальную. Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду газотранспортную систему Украины, не нарушая украинского законодательства, украинского закона, не забирая в собственность, оставляя эту ГТС в собственности украинского государства", - вспомнил он о былых планах на консорциум. И тут же уточнил: ввиду планов развития "такой (как еще недавно, - "Подробности") зависимости от традиционных транзитных государств уже не будет. Встает вопрос вообще о целесообразности существования самой газотранспортной системы Украины".
С учетом того, что создание трехстороннего субъекта, управляющего украинской ГТС, остается традиционным козырем официального Киева, подобная оценка стратегического ресурса Украины звучит не слишком обнадеживающе. В то же время, за последние годы интерес россиян к транзитной "трубе" чаще всего приобретал "белорусский" характер, предполагающий не трехстороннее управление с ЕС в пайщиках, а постепенную передачу контроля одной России. То, что варианты возможны, не отрицает и Владимир Путин. "Мы готовы и сейчас вести диалог на этот счет. Он непростой, но он касается не только отношений между российским правительством и правительством Украины, он касается, прежде всего, хозяйствующих субъектов. Я думаю, что если мы будем работать так, как до сих пор работали, а именно – как самые близкие партнеры и настоящие друзья, то мы найдем компромиссные решения", - обнадеживает он. Вопрос в том, понравятся ли "варианты" Киеву, и какими могут быть "компромиссные решения".
Своего рода передача темы "трубы" на откуп хозяйствующим субъектам делает следующие этапы переговоров еще интереснее. Как известно, при взаимодействии собственно с Газпромом тем же хозяйствующим субъектам многих других государств неоднократно удавалось добиться уточнения "газовых" контрактов – в том числе, через Стокгольмский арбитраж. Тем не менее, об удешевлении "голубого топлива" для Украины российская сторона предпочитает говорить не с позиций Газпрома (руководство госкорпорации чаще всего напоминает о незыблемости контрактов-2009), а в контексте все того же Таможенного союза. Активное подчеркивание Владимиром Путиным трудностей, которые встают перед не членами этой организации, – красноречивое напоминание о том, с кем Украине стоило бы дружить торговыми зонами. В дипломатических кругах продолжает циркулировать информация о том, что отмена декабрьской поездки Виктора Януковича в Москву как раз и связана со сложным отношением Киева к реализации "таможенного" вопроса в той мере, которой ожидает от него Кремль. При этом немалое число экспертов допускают, что движение Украины по направлению к ТС вряд ли остановилось надолго. "По моему мнению, это не игра, как кто-то подает, между ЕС и Таможенным союзом, это скорее временная остановка, которая связана с тем, что баланс взаимных интересов, корпоративных и личных не обеспечен на данный момент", - считает заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. Так как же именно и как скоро руководство нашей страны будет решать проблемы, о которых не преминул напомнить Владимир Путин? Если учесть, что удобное России решение во многом противоречит европейскому вектору, о чем периодически указывают и в ЕС…