Комитет избирателей: бюджетные расходы на президентские выборы-2004 необходимо увеличить [ Редагувати ]
Эксперты Комитета избирателей Украины считают, что предложенного в бюджете финансирования выборов "явно не хватает для совершенствования организации выборов. Об этом шла речь 17 ноября на пресс-конференции.
По мнению экспертов КИУ, расходы из госбюджета на выборы должны быть увеличены, потому что существует необходимость выделять дополнительные средства на увеличение зарплаты членам избирательных комиссий, улучшение защиты избирательных бюллетеней, внедрение государственной программы учебы членов избирательных комиссий и последующую компьютеризацию комиссий.
Пресс-секретарь КИУ Александр Черненко проинформировал, что в проекте бюджета, принятом Верховной Радой в первом чтении, на президентские выборы-2004 предусмотрено выделить 158,9 миллиона гривен (приблизительно 29,9 миллиона долларов). Для сравнения, фактические расходы на президентские выборы 1999 года составили 107,9 миллиона гривен (26,1 миллиона долларов). На парламентские выборы 2002 года госбюджетом 2001 и 2002 годов было предусмотрено около 280,5 миллиона гривен, однако фактически было выделено немного больше, чем 244,1 миллиона гривен. Из них было потрачено свыше 172,2 миллиона гривен (32,3 миллиона долларов). На парламентские и местные выборы в 1998 году были перечислено из бюджета 248 миллионов гривен (приблизительно 101 миллион долларов по тогдашнему курсу).
Таким образом, за последние три избирательные кампании в Украине средняя сумма расходов из госбюджета на финансирование избирательных кампаний составляет 30 миллионов долларов. В расчете на одного избирателя затраты на проведение выборов составляют около 0,8 доллара. Следовательно, эксперты КИУ пришли к выводу, что государство тратит на проведение выборов не настолько большие средства, чтобы считать серьезным аргументом для отмены прямых выборов Президента экономию бюджетных ресурсов. Эксперты привели пример России, где на проведение выборов Президента ЦИК требует приблизительно 165 миллионов долларов, то есть, 1,5 доллара на избирателя.
Эксперты КИУ убеждены, что нормы избирательного законодательства, регулирующие финансирование избирательной кампании со стороны кандидатов, явно устарели. Необходимыми является отмена сбора подписей в интересах денежной заставы, снятие ограничений по общему размеру избирательного фонда в интересах ограничения взносов от одного юридического или физического лица, а также декларирование кандидатами доходов и имущества членов семьи. В противном случае, по мнению экспертов, использование финансов может стать поводом для выборочного наказания кандидатов.
Председатель правления КИУ Игорь Попов отметил, что финансирование проведения выборов Президента должно быть осуществлено в полном объеме, а средства должны быть выделены из бюджета предварительно. По его словам, в условиях, когда действующий состав ЦИК уже не занимается лоббированием данного вопроса, а новый еще не определен, оно может быть проигнорировано во время принятия нового закона "О выборах Президента" и принятии Госбюджета на 2004 год.
В исследовании также говорится, что в случае, если будет принят новый закон о выборах Президента Украины, может возникнуть проблема с распределением бюджетных средств, потому что количество участков увеличится из неполных 33 тысяч до почти 40 тысяч, а минимальное количество членов участковых комиссий возрастет с 8 до 14 человек. Увеличение количества комиссий существенно увеличит и расходы из бюджета. Если же останется без изменений действующий закон, то в Украине может повториться ситуация 1998 и 1999 годов, когда поступление средств на счет ЦИК было задержано, говорится в материалах КИУ. Также, по мнению экспертов, проблемой остается отсутствие в законе механизма возмещения задолженности территориальным избирательным комиссиям по окончании срока их полномочий, если выборы было не полностью профинансированы.