90 лет создания СССР: ДнепроГЭС останется символом первой пятилетки [ Редагувати ]
Ее строили всей страной. В работах участвовали сыновья царских адмиралов и даже бывшая графиня. Размах строительства первой в Советском Союзе гидроэлектростанции на Днепре поражает до сих пор. Мы продолжаем цикл сюжетов, посвященных девяностолетию образования СССР. Сегодня прошлое и настоящее Днепровской гидроэлектростанции. Рассказывает Инна Жмуд.
Этим иностранные журналисты и восемьдесят лет спустя объясняют свой интерес к Днепрогэсу. Плотина в виде дуги. Шедевр архитектуры - в тридцатых годах решили в Париже. Неграмотные, не имеющие отношение к строительству люди, возвели гигантскую по тем временам станцию.
Можно долго спорить, что сыграло большую роль - приказ строить или патриотизм. Но вот хроники строительства. Мужчины будто исполняют греческий танец сиртаки. Радостно месят бетон. Кстати, такой способ впору было запатентовать. Крепость бетона поражает до сих пор.
Игорь Сирота, генеральный директор ПАО "Укргидроэнерго":
- Обстеження показує, що плотина знаходиться в хорошому технічному стані.
Эти голубые пятна на карте - территории, которые затопили перед строительством. Под воду ушли четыре тысячи дворов. Затраты материальные и человеческие. Но ГЭС строили меньше пяти лет. Как и что возводить советовали и американцы, и немцы, но в целом проект советский. В тридцать втором станция выдала первые киловатты. Впрочем, электричество не было единственной задачей Днепрогэса.
Сергей Бозаджиев, сотрудник ДнепроГЭС:
- Строительство плотины давало возможность судоходства вплоть до Черного моря, а это продажа зерна, металла, леса, всего на свете.
Пожалуй, вряд ли в Украине найдется объект, который с таким рвением возводили, и с таким же рвением восстанавливали.
В сорок первом плотину взорвали. Немцы, долгое время считала общественность. Свои - стало понятно, когда об этом разрешили говорить. Так хотели задержать гитлеровцев.
Григорий Задко, ветеран восстановления ДнепроГЭС:
- Здесь давали хлеб, готовили кушать, там, где дворец энергетиков, там была столовая на тысячу человек, посадочных мест, фабрика-кухня такая была.
Григорий Задко восстанавливал станцию. Тогда отбоя от желающих не было. Ведь на Днепрогэсе не только платили за работу, но и кормили. После войны - это роскошь.
Григорий Задко, ветеран восстановления ДнепроГЭС:
- Одно время не дали вовремя зарплату, наше руководство строительного управления позвонили в Москву, там был Маленков, такой у Сталина помощник, ему позвонили и на второй день сразу же зарплату прислали.
Инна Жмуд, корреспондент:
- Насколько ценили Днепрогэс - точно знают вот эти стены. 44 год, союз воюет с гитлеровцами. В это время из Армении в Украину идут составы с камнем вулканической породы - туфом, его не использовали для чего-то стратегически важного - лишь для отделки стен.
Впрочем, сегодня Днепрогэс можно смело считать самой успешной стройкой первой пятилетки. Эта станция самая мощная из ГЭС на Днепре. Здесь работают около четырех сотен человек.
Игорь Сирота, Генеральный директор ПАО "Укргидроэнерго":
- Це резерв і маневруючі станції, вони працюють тільки в піковий час, коли йде навантаження на енергосистему, тоді ми включаємо каскад гідроелектростанцій і додатково даємо пікову електроенергію в вечірній максимум навантажень і в ранковий.
Эти потертости на старой панели управления сделаны локтями. Тех, кто при веерных отключениях не дал вывести из строя перегруженную энергосистему. Станция сделала то, с чем не справились бы атомные, уверены здесь.
Владимир Лущенко, начальник машинного цеха Днепровской ГЭС:
- Если, например, тепловую или атомную там надо, чтоб ее она начала вырабатывать, надо определенное время мы можем агрегат пустить за 5-6 секунд и набрать мощность.
Но память человеческая все же коротка. К примеру, раньше здешний музей занимал все здание, теперь же две маленькие комнаты. Экспозиция для школьников. Экскурсии проводят часто. Вот только вопросы у посетителей не о славе Днепрогэса. Глаза мозолит Ленин.
Николай Вороной, сотрудник ДнепроГЭС на общественных началах:
- Про Ленина, некоторые заявляют, что уже пора бы снять с Днепрогэса.
Впрочем, от начала двадцатого века здесь следов остается все меньше. Модернизация. Реконструкция. На очереди - починка моста через плотину. Но даже при полном обновлении это место навсегда останется символом первой пятилетки и памятником тем, кто строил Днепрогэс.
Из Запорожья Инна Жмуд, Алексей Шматов, Подробности, телеканал Интер.