Вячеславу Полунину скучно в Лас-Вегасе [ Редагувати ]

В клоуны Полунин попал благодаря... Чарли Чаплину. Правда, его фильм "Малыш" третьеклассник Слава до конца не досмотрел. Было слишком поздно, и мама отправила Славу спать, выключив телевизор на самом интересном месте. Мальчик проплакал всю ночь. А вскоре он уже ходил по двору в огромных ботинках и с тросточкой в руках, подражая легендарному артисту.
"На новогодний "Огонек" попал обманом"
- Страна, однако, узнала о вас много позднее, когда на экранах появился знаменитый Асисяй...
- Это случилось - дату я помню точно - на новогоднем "Огоньке" в ночь на 1981-й. Хотя я и до этого очень много выступал на "Огоньках", Днях милиции, в передаче "Вокруг смеха" показывал десятки разных миниатюр. Но моих героев почему-то не запоминали. Может, оттого, что я тогда занимался эксцентрикой? А вот когда появился в образе Асисяя, сразу же попал в точку. С него и началась страстная любовь между мной и публикой.
- Это правда, что легендарного героя вы придумали всего за неделю?
- К тому моменту у меня уже года два было желание попробовать себя в клоунаде. Но ситуация долго не складывалась. В конце 80-го расстался со своим партнером - надоело кружиться на одном месте. Решил, наконец, исполнить свою мечту. Я даже специально спровоцировал ситуацию. Перед съемками "Новогоднего огонька" обманул руководство программы, мол, есть новый номер. Хотя номера и в помине не было! Мне сказали: "Приезжайте через неделю". За эту неделю я и придумал Асисяя.
- Благодаря "ящику" вы стали известным. Однако потом не раз говорили, что ТВ - это халтура. С телевидением до сих пор не наладили отношений?
- Нет, мое мнение не изменилось. Ведь ТВ не дает возможности подробно работать над вещью. А театр - очень длительный процесс. Поэтому театр и телевидение никак не уживаются вместе. Лично мне нужно хотя бы часа три репетиции на пять минут действа. Телевидение не в состоянии потратить столько рабочего времени, для них это чрезмерная роскошь.
"Я боялся за своих детей!"
- Асисяй принес вам славу, гастроли, съемки в кино. Что заставило бросить все и уехать из страны?
- Я пережил жуткую питерскую зиму 1991 года, когда буханку хлеба можно было только достать, а на мешок картошки - жить всю зиму. Мы тем не менее весело себя чувствовали, репетировали новый спектакль. Но вот когда мой зритель не мог заплатить за билет и прийти на спектакль, это уже печально. А в те годы люди перестали ходить в театры. Они решали свои экономические проблемы. Тогда-то я и задумался: а что я здесь делаю, если не могу выступать? К тому же просто стало опасно жить. Когда боязно тебе самому - это еще полбеды, но когда каждый день переживаешь, придут ли дети домой после школы, это уже страшно.
Скучно клоуну в Лас-Вегасе
- Сейчас по прошествии времени не жалеете, что уехали из страны?
- Нет. Я очень многому научился, подолгу работая в Америке, Канаде, Франции, Англии. И сам других научил. В Англии, например, я кое-что изменил в сознании зрителей. Они раньше думали, что клоунада - это мистер Бин и Бенни Хилл. А теперь их критики пишут, что я вернул этот жанр в Англию.
- Вы считаете Бенни Хилла с мистером Бином чересчур примитивными?
- Нет, это просто средние клоуны. У них ведь все основано на бытовой ситуации. Ладно, Бенни Хилл хотя бы был достаточно искренним, потому что был ребенком по сути своей. А вот мистер Бин просто использует дегенеративные трюки человеческого примитива. Не думаю, что он может чем-нибудь нам помочь или на что-то вдохновить.
- Пару лет назад у вас завязывался роман с Лас-Вегасом. Многие артисты мечтали бы оказаться на вашем месте. Вы же решили там не задерживаться. Почему?
- Меня пригласили подготовить шоу. Но в итоге выбрали другое, построенное на эротике. Сейчас я опять получил приглашение из Вегаса. Надеюсь, на этот раз все получится, хотя сам играть не буду. Я не хочу работать в этом городе, мне там скучно. К тому же сегодня для меня это не главное.
- А что для вас важнее?
- Я подписал контракт. Весной должен поставить свой спектакль на Бродвее. Вот этим я сейчас полностью занят.
- А в Москве что-то подобное вам не предлагают?
- В Москве пока нет такой системы организации шоу, чтобы оно могло работать так, как, например, в Лондоне. Нет еще такого менеджмента, столько публики. Хотя попытки делаются. Может быть, что-то и выйдет через несколько лет.
"Жена ждала свадьбы 20 лет"
- Говорят, история вашей женитьбы - та еще клоунада!
- Наверное, со стороны это так и выглядело. Решение пожениться пришло неожиданно. Случился один из редких дней, когда мы всем театром смогли выехать за город. Взяли палатки и отправились в лес. На берегу речки мы с Ленкой и решили: пора наконец официально оформить наши отношения. Вернулись из похода и, не заходя домой, прямиком в загс. С рюкзаками, в кроссовках. Нам поставили штампы в паспорта, на этом бракосочетание закончилось.
Потом Ленка меня стыдила: мол, как же так, свадьбы не было, все не как у людей. Ждать ей пришлось 20 лет. И вот когда мы прибыли с гастролями на Гавайи, я решил: свадьба должна быть сыграна здесь. Себе купил костюм жениха, Ленке - платье невесты. Вместо колец у нас были ожерелья из цветов. Поскольку днем давали по два спектакля, само торжество прошло ночью на пляже. Под пальмами. Очень романтично! Тамадой стал актер с Кавказа по имени Роберт. Поэтому свадьба прошла по кавказским обычаям. Даже воровство невесты присутствовало. Всю ночь гуляли. Вот так мы отпраздновали свадьбу через двадцать лет после похода в загс.
- Чем сейчас занимается супруга?
- И Лена, и дети полностью вовлечены в процесс работы над спектаклями. Паша - техник на сцене, Ваня - актер, а Димка - технический директор. Он очень хороший мастер по компьютеру, по разным современным технологиям, транспорту. У него хорошие руки и голова, он сочиняет для наших спектаклей все технические эффекты. Так что все пристроены.
Все семь томов клоунских книжек
- В Россию вы приехали со "сНЕЖНЫМ шоу". Его называют чудом, к которому публика еще не готова.
- Действительно, все, что сделано в этом шоу, необычно. Это мои личные опыты и опыт последних лет разных театральных направлений.
- Значит, Полунин нынешний и Полунин времен Асисяя сильно отличаются друг от друга?
- Я считаю, что каждые пять - десять лет театральный образ должен полностью меняться. Неинтересно повторять то, что делал вчера. Поэтому в последних моих работах очень много метафизики. Простоты, что ли. Того, что я называю минимализмом - принципом максимальной выразительности путем энергетического воздействия на публику при минимальных средствах.
- Мудрено про простоту-то загнули! Кстати, что с книжкой, которую вы грозились сочинить?
- Успехов нет, но будут! Сначала думал, что книжка выйдет небольшая, но по материалу уже получается семь томов. Семь отдельных книжек! Условно каждая посвящена одной теме: импровизация, игра, праздник жизни... Это так вовлекает, что уже не можешь себя ограничить в воспоминаниях. Их количество бесконечно, поэтому я не знаю, как с этим быть. Уже написана третья часть, но еще очень много необработанного материала. А ведь еще существуют и новые проекты. Поэтому пытаюсь себя очень жестко сдерживать - больше двух проектов в год не делать. Хочу, чтобы история с книгой как можно быстрее завершилась.