Осторожно, двери закрываются? [ Редагувати ]
В ходе саммита глав-государств стран СНГ в Минске было окончательно принято решение о председательстве Украины в Содружестве в 2014 году. Виктор Янукович обещает приложить усилия для развития безбарьерной торговли между странами. Но как эти цели будут сочетаться с "таможенными" планами, на которых настаивает Россия.
(Без)барьерная среда
Двухдневный съезд лидеров стран СНГ в Минске был насыщен событиями. 24 октября прошло расширенное заседание Высшего евразийского экономического совета, состоялся ряд двухсторонних встреч и совместный ужин президентов. А уже следующий день был большей частью посвящен СНГ-вопросам. Беларусь подводила итоги своего главенствования в организации и давала установку на будущее. "Заявляем о заинтересованности в дальнейшем укреплении Содружества, в максимальном раскрытии его созидательного потенциала, в совершенствовании механизмов сотрудничества во всех сферах совместной деятельности", - говорилось в заявлении Александра Лукашенко. А дальнейшим "укреплением Содружества" предстоит заняться Украине – именно к нашему государству региональное лидерство перейдет в следующем году.
Судя по выступлению Виктора Януковича, на следующий год у Киева – планов громадье. Начиная от культурно-гуманитарных (вроде поддержки объявления 2015 года Годом ветеранов или призыва всем СНГ отметить 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко) целей через обещания "реализации общих проектов в научно-технической и инновационной сферах, энергетике, транспорте, машиностроении, сельском хозяйстве", и заканчивая призывом к Грузии вернуться в СНГ-"семью". При этом очевидно с оглядкой на значимость темы, президент Украины отдельно и подробно озвучил "околоторговые" приоритеты. И они, надо заметить, своеобразно сочетаются с заявлениями некоторых других участников минских мероприятий.
Ключевым пунктом речи Виктора Януковича стал мотив необходимости развивать взаимодействие в рамках Зоны свободной торговли между странами СНГ. "Этот договор (о создании ЗСТ, - "Подробности"), по нашему мнению, должен заработать в полную силу, а заложенные в нем механизмы - стать реально действующими. Следует сформировать все необходимые условия для обеспечения равноправной конкуренции, защиты прав собственника и инвестора, снять искусственные барьеры, которые все еще имеют место и препятствуют торговому и инновационному сотрудничеству", - убежден глава украинского государства.
С важностью отлаженной работы внутри зоны никто из участников саммита не спорил. "Для эффективного противодействия влиянию глобального кризиса необходимо развивать и наши интеграционные связи. Значимым шагом в этой связи можно считать подписание в 2011 году Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Надеюсь, что она будет развиваться и окажет своё положительное влияние на торгово-экономические святи", - придерживается схожей точки зрения Владимир Путин. Но трактовки "безбарьерности" и "положительного влияния" у руководства двух государств, похоже, различаются. Ведь, если украинские власти обычно считают, что одновременное пребывание в зонах свободной торговли и со странами СНГ, и с европейским союзом возможно и – более того – безболезненно, то московские партнеры зачастую с такой точкой зрения не соглашаются. Что в октябре в очередной раз подтвердилось.
Сделанному 25 октября заявлению Виктора Януковича о необходимости снять искусственные торговые барьеры днем ранее предшествовало выступление президента РФ в рамках пресс-конференции. Кремль свою позицию не меняет. "Мы оставляем за собой право использовать протокол номер шесть Договора о ЗСТ, чтобы свой рынок защитить. Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров, но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли", - не впервые объяснил, какими будут последствия ассоциации Украины с ЕС, Владимир Путин. Как именно настолько разные подходы могут сочетаться – пока еще не ясно. Но если судить по словам Виктора Януковича, Киев к опасениям стратегического партнера относится с уважением. "Особые отношения здесь хотел бы высказать к высказываниям Владимира Владимировича Путина. Вчера мы с ним провели много дискуссий на эту тему, и они имеют под собой основания. Действительно, у нас есть тревога совместная относительно режима торговли с Украиной после создания нами зоны свободной торговли с Евросоюзом", - признал украинский президент. Но еще даже не возникшие проблемы он предлагает решать сообща: "Мы предложили сформировать постоянно действующий консультативный формат Украина – Евросоюз – Таможенный союз, и рассчитываем на поддержку такой инициативы". При этом Москва не упустила случай снова напомнить: "таможенные" двери для Украины вот-вот закроются.
Раскинулся союз широко…
Как известно, за последние несколько недель острота реакции России на европейские перспективы Украины несколько смягчилась. "Последние заявления свидетельствуют, что вопрос подписания Украиной Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли перестало восприниматься Россией как угроза. Страны перешли к прагматичному сотрудничеству, выгодному для обеих сторон", - предположил заместитель генерального директора по международным вопросам Центра Разумкова Валерий Чалый. Допущения по поводу того, что результатом поездки в Минск может стать какое-либо заманчивое предложение, пока не подтверждаются. Ведь, во-первых, возможности двухсторонних переговоров были минимизированы: обещанная было персональная встреча Виктора Януковича и Владимира Путина 24 октября превратилась, по словам пресс-секретаря российского президента, во "встречу в рамках рабочего обеда лидеров стран Евразийского экономического сообщества".
Во-вторых, на следующий день оба "тревожащихся" собеседника с привычных риторических "троп" не сходили. Виктор Федорович напомнил, что украинская евроинтеграция должна пойти на пользу всем. "Развитие отношений Украины с Европейским союзом никоим образом не будет препятствовать эффективному взаимодействию со странами – участницами зоны свободной торговли в рамках СНГ и Таможенного союза", - уверен он. А Владимир Владимирович на протяжении двух дней несколько раз повторил тезис "Или туда, или сюда", что несколько противоречит сообщению представителя Украины в ЕЭК Виктора Суслова о том, что "была подтверждена возможность на разных уровнях присоединения к отдельным соглашениям и техническим регламентам Таможенного союза"… Тем не менее, как и в случае с недавними заявлениями Дмитрия Медведева, президент РФ сейчас придерживается "суверенного" подхода. "Мы не "за" и не "против". Это вообще не наше дело – это суверенное право украинского народа, украинского руководства в лице президента, парламента и правительства", - предоставил он Киеву простор для самоопределения.
Отказ от былых выступлений в стиле "Кто не с нами, тот – против нас" сейчас характерен для Москвы. "Мы исходим из того, что интеграционные процессы на всем этом огромном пространстве от Лиссабона до Владивостока не являются взаимно исключающими", - придерживается той же линии министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. И в целом складывается впечатление, что ряд последних заявлений "таможенной тематики" призван продемонстрировать: ТС – популярен, надежен и без Украины не пропадет.
Вопросам функционирования Таможенного союза в Минске уделялось немало внимания. Но не всегда оно было сугубо доброжелательным. Так, президент Казахстана раскритиковал модель работы Евразийской экономической комиссии (управляющего органа ТС). "Не могу не отметить, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно нашему договору комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств", - беспокоится Нурсултан Назарбаев. А к торговым претензиям казахов присоединились и беларусы. Но сомнения в том, что Таможенный союз будет развиваться, у его членов на публике не возникают.
Несмотря на такие особенности работы комиссии Назарбаев 22 октября предложил ускорить расширение ТС одновременно с роспуском ЕврАзЭС. Стоит заметить, что подобные идеи возникают не впервые – например, Александр Лукашенко уже высказывался в поддержку схожего сценария в 2012 году. Согласно предложению лидера Казахстана, в союз могли бы принять в первую очередь Армению, а Кыргызстан и Таджикистан сначала могут стать наблюдателями. Намерения Бишкека и Душанбе известны давно. А в сентябре армянские планы заметно обеспокоили ЕС. "Кажется, что Армения срывает переговоры по соглашению о свободной торговле с ЕС и, вместо этого, интегрируется с Россией, поворот на 180 градусов", - писал тогда в Twitter министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. С другой стороны, у СНГ-расширения ТС есть проблемы и помимо Украины – армянский прогресс осложняет отношения между ТС и Азербайджаном.
Тем временем, можно предположить, что основатели Таможенного союза не прочь превратить его в Евразийский с размахом и блеском, далеко выходящими за пределы привычного постсоветского пространства. "Только что у нас в гостях был наш большой друг премьер-министр Индии. Он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом", - рассказывал Владимир Путин 24 октября. Помимо Дели евразийских союзников ТС готов искать на Ближнем Востоке. "Говорят, Сирия хочет вступить, премьер-министр Турции Эрдоган обратился ко мне, нельзя ли Турцию принять в Таможенный союз", - пояснил Нурсултан Назарбаев. С президентом Казахстана трудно спорить – членство той же Турции сразу же снимет некоторые вопросы. "(Мне задают вопросы, - "Подробности"): "Вы что, создаете Советский Союз?" Может, Турцию принять, и вопросы закончатся?" – отметил он.
Смелое предложение расширить ТС до средиземного моря прозвучало экзотично не только потому, что "таможенно-союзники" замахнулись за пределы привычного. Особой пикантности этим заявлениям добавляет евроинтеграционный вопрос. Как известно, соглашение об ассоциации между Турцией и ЕС было подписано еще в 1960-х, с 1996 года они состоят в таможенном союзе. Безусловно, на нынешнем этапе говорить о настолько плотном сотрудничестве с Анкарой, которая признает кризис своих переговоров с Брюсселем по поводу членства, ТС может только гипотетически. Но вот объяснять, что ЗСТ между Украиной и ЕС сразу же нанесет непоправимый ущерб экономике "таможенных" стран, эти гипотезы ничуть не мешают. Значит ли это, что Таможенный (а позже и Евразийский) союз может формироваться согласно принципу "Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку"? Или, прикрывая дверь, ТС стремится продемонстрировать Киеву все прелести предложения, от которого тот, казалось бы, готов отказаться?..