Александр Квасьневский: Россия делает огромную ошибку, оказывая давление на гордую Украину [ Редагувати ]

Европарламент продлил действия миссии Пэта Кокса и Александра Квасьневского в самого саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе 28-29 ноября. После объявления этого решения в среду вечером Квасьневский дал интервью нескольким польским СМИ и агентству УНИАН, заявив, что сейчас расценивает шансы на ассоциацию как 50 на 50.
Господин Квасьневский, значит, Ваша с господином Коксом миссия будет работать до самого Вильнюса?
- Да, миссия продолжает свою работу. Парламент Украины должен принять решения, которые являются обязательными для подписания Соглашения об ассоциации - надеюсь, что во вторник удастся больше. Ситуация сейчас напряженная. Надо пробовать подходить со всех сторон. Сильный эмоциональный заряд существует. Но работаем, хотим довести дело до того, чтобы те условия, которые были сформированы год назад, были выполнены, и чтобы в Вильнюсе можно было подписать Соглашение об ассоциации с Украиной.
А не иссякает терпение?
- Я занимаюсь Украиной уже более двадцати лет, и терпение здесь является важнейшей чертой. Тот, кто теряет терпение, не имеет шанса! Много трудностей, эмоционального напряжения - увидим... Не хочу делать прогнозы, но что подготовят то проект о лечении за рубежом - здесь, на мой взгляд, шансы есть 50 на 50. Но без труда нет результатов. Будем дальше работать.
Возможны ли какие-то изменения в тех законах по Тимошенко, чтобы дело сдвинулось с места?
- Над законом де-факто сейчас работают. Зато если бы удалось подготовить тот проект о лечении за границей, это бы означало, что достигнут консенсус между оппозицией и "Партией регионов". И тогда он имел бы шанс пройти через парламент, даже если часть парламентариев не соблюдала бы фракционной дисциплины.
А вторник 19 ноября - уже последний срок?
- Ну, вторник - это начало сессии. Поэтому действительно мы должны говорить - вторник, среда, четверг. Но это уже, наверное, будет последняя сессия перед Вильнюсом. Если что-то не получится в течение этих трех дней - тогда дело плохо. Мы здесь говорим о трех законах - о прокуратуре, избирательный закон и закон, который бы мог решить проблему Тимошенко.
Те два первых закона уже прошли первое чтение, и поэтому там не должно быть больших проблем во втором чтении. Зато закон специальный (по лечению за рубежом - ред.) находится в процессе разработки. Таким было предложение президента, потому что мы, прежде всего, - Кокс и я - были сторонниками другого пути решения вопроса - через частичное помилование. Президент Янукович решил пойти другим путем, чтобы разделить ответственность с парламентариями, и предложил такое решение. Оно, очевидно, является тяжелым, ну и душераздирающие эмоции бушуют в Верховной Раде.
А какие шансы все же на подписание Соглашения об ассоциации?
- Шансы - половина на половину. То есть, как говорится, фифти-фифти.
А не водят вас за нос - может, Путин уже предложил лучшие условия для Украины, чем ЕС?
- Для меня нет никакой неожиданности в том, что Российская Федерация прилагает все усилия, чтобы Соглашение об ассоциации не было подписано. Таким является их стратегический интерес, и президент Путин не скрывает, что его целью является создание Евразийского Союза. И Украина в этом проекте является чрезвычайно важным партнером для него. Этот Союз без Украины будет выглядеть по-другому. Но, с другой стороны, я знаю, что раньше - в том числе, и в украинском парламенте, - принимались заявления, и президент Янукович говорил о двух приоритеты Украины. Первый - интеграция с Европой, а второй - модернизация страны. А для модернизации страны интеграция с Европой является крайне необходимой. Нет у меня поводов не верить в искренность украинского желания вступления в европейскую семью, а, с другой стороны, я понимаю украинцев, которые не хотят портить себе отношения с Россией. И исторически, и культурно, и экономически украинцы связаны с Россией, и для них поддержание хороших отношений с Россией является очень важным. И мы, Евросоюз, это уважаем . Никто не ожидает, что, подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина повернется спиной к России и вдруг потеряет интерес к России - своему большому соседу.
А как быть с экономическим давлением, которое оказывает Россия на Украину через вильнюсский саммит?
- Я считаю, что Россия в последнее время делает ошибки - и та блокада, которую она проводит против украинского экспорта, имеет следствием много негативных мнений среди украинцев. Даже среди тех, кто хорошо относится к России и говорит по-русски. Ни один народ, - а украинцы являются гордым народом! - не любит, когда его унижают. А эти экономические блокады и такое отношение к украинцам бьет по украинской национальной гордости. Поэтому считаю, что Россия делает здесь ошибку. Но нет также сомнения, что речь идет и о геополитической битве, в которой решается будущее всей Европы, Украины, ЕС и России. Поэтому многим вещам, которые происходят, я не удивляюсь. Это все связано с большим значением того, что нас ожидает в Вильнюсе.
А президент Янукович, вообще, на ваш взгляд, хочет подписать Соглашение об ассоциации?
- Я убежден, что президент Янкович, как и оппозиция, искренне стремятся к интеграции с Европой.
Но речь идет об одном деле, которое выходит за пределы политики и права. Оно также имеет психологические подтексты, но не хватит мне времени, чтобы это объяснить.
Многие украинцы говорят, что им стыдно перед господами Коксом и Квасьневским - потому что они приезжают в Украину раз за разом, а окончательного решения нет.
- Не надо быть тут столь критичными. Если нам удастся все решить, то забудем о том, что было и что имело место, и нет смысла об этом помнить. Но надо отдать должное Украине, потому что она в течение последних нескольких лет сделала очень много в деле европейской интеграции. Даже возьмите те изменения, касающиеся прокуратуры и согласования соответствующего закона с Венецианской комиссией. Это большие исторические достижения! Ранее уголовный кодекс, например, разрабатывали, или иные законы - об адвокатуре, например. Все это доказывает, что есть прогресс. И здесь нельзя впадать в пессимизм. Остается нам несколько горячих дел, остается потом воплощение в жизнь этих законов, но, как говорится - не сразу Краков строился! Или в этом контексте - не сразу Киев строился! Это все требует выхода на авансцену молодого украинского поколения, лишенного советского багажа. Мы-то знаем, потому что так все выглядело в свое время и в Польше. И я знаю, как можно много вещей на самом деле изменить. И эта европейская перспектива - это лучшее, что мы можем предложить Украине. Потому что таким образом можно существенно перестроить и страну, и общество.
Есть опасения, что если не подпишем Ассоциацию в Вильнюсе, то будет тогда очень пессимистический сценарий ...
- Украинские элиты должны понимать, что неподписание в Вильнюсе означает перенос Ассоциации на неизвестно сколько лет. Потому что, скажем, можно точно прогнозировать, что в ближайшие два года никто не будет заниматься ассоциацией с Украиной. 2014 - это год выборов в Европарламент, затем избрание новой Еврокомиссии. Тогда голова не будет болеть тем, чтобы заниматься Украиной. А 2015 - это год новых президентских выборов в Украине. Будет избирательная кампания, сами выборы, - то есть, по крайней мере два года мы бы тогда потеряли. А после этих двух лет мы бы вернулись к ситуации, которая уже будет другой. И не обязательно и ситуация будет лучше. А, возможно, даже хуже, чем в 2013 году. И то осознание, насколько высока ставка этой игры, есть не только со стороны Кокса и Квасьневского или ЕС, но также понимание есть и у украинских лидеров. Здесь продолжается битва невероятного значения и веса.