Новогодняя елка: пластмасса против хвои [ Редагувати ]

Пластмассовая елки даже не должна быть зеленой, чтобы покорить сердца американцев. Многие из них предпочитают искусственные новогодние елки живым деревьям. Среднестатистический житель Америки думает, что покупка живой елки влечет за собой слишком много возни и ухода, не способствует сохранению окружающей среды и может стать причиной пожара.
Согласно статистике, собранной американской Национальной Ассоциацией Рождественской Елки (National Christmas Tree Association), в конце 1980-х годов на каждого любителя свежесрубленной новогодней елки приходился один любитель елки из пластмассы. К началу 21 века это соотношение резко поменялось в пользу искусственных деревьев. В 2002 году американцы купили 22 миллиона 330 тысяч живых и 57 миллионов 200 тысяч искусственных елок. В среднем, 21% американских домашних хозяйств обзаводится под Рождество живым деревом и 48% - искусственным. 32% из них вообще не украшают свои дома елками. Из тех, кто не представляет себе рождественских праздников без живой елки, 82% покупают уже срубленные деревья, а 18% не отказывают себе в удовольствии срубить елку самостоятельно, вооружаясь топором и отправляясь на лесные делянки, принадлежащие елочным фермам.
По данным национального опроса, проведенного организацией Wirthlin Worldwide, спрос на живые елки в этом сезоне немного выше, чем в прошлом году. По предварительным оценкам, американцы купили от 23 до 28 миллионов елок. При этом 300 тысяч жителей Америки заказали свои елки в Интернете. Примечательно также и то, что в этом году больше людей срубили свои елки сами. Из всех покупателей живых елок 35% включили посещение елочной фермы в рождественское расписание развлечений для всей семьи.
В последние годы главным конкурентом фермеров стал не только Китай, который поставляет 80% искусственных елок американским потребителям, но и поменявшийся уклад жизни в стране. Коммерциализация главных и самых прибыльных праздников года - Дня Благодарения (последний четверг ноября) и Рождества - оказывает все больше давления на американцев, которых со всех сторон побуждают покупать и еще раз покупать. После массовых рекламных бомбардировок накануне ноябрьского Дня благодарения и его усердного семейного празднования у части американского населения уже просто не остается никаких сил на декабрьские елки, тем более живые.
Компании-члены Национальной Ассоциации Рождественской Елки - самые крупные поставщики живых деревьев на рынок США. Больше всего елок выращивается в штатах Орегон, Северная Каролина, Мичиган, Вашингтон и Висконсин. Под выращивание рождественских елок в целом в Америке занят 1 миллион акров (1 акр - 0,4 гектара) земли. На каждое дерево, срубленное на Рождество прошлого года, в этом году было посажено 2-3 новых саженца. Таким образом, елочные фермеры опровергают факт о том, что вырубание живых елок наносит вред лесам и окружающей среде. Они указывают на то, что чем больше деревьев потребляется, тем больше сажается на следующий год, увеличивая тем самым количество кислорода, производимого новыми саженцами. Было подсчитано, например, что каждый акр (1 акр - 0,4 га), засаженный елками, производит ежедневную норму кислорода для 18 людей. Чтобы совсем обезоружить доводы американцев, беспокоящихся об экологическом ущербе, выращиватели лесных елок указывают на то, что использованные деревья - легкий материал для вторичной переработки, чего нельзя сказать о пластмассах, использующихся в производстве искусственных деревьев. Каждое Рождество ассоциация организует сеть специальных приемных пунктов по всей Америке, куда можно привезти "отпраздновавшую" елку для переработки. В отношении проблемы пожарной безопасности в доме с живой елкой, Национальная Ассоциации Рождественской Елки приводит статистику Национальной Ассоциации Противопожарной Защиты (National Fire Protection Association): только 0,1% всех пожаров, регистрирующихся в жилых домах страны, были спровоцированы воспламенением рождественских елок.
Средняя цена на елку до двух метров составляло 32-35 долларов. Любимые породы - бальзамовое дерево (balsam tree), ель Дугласа (Douglas Fir), ель ФрэйзераFraser Fir, (благородная ель) noble fir, шотландская сосна (Scotch pine) и вирджинская сосна (Virginia pine). Кроме этих деревьев, в последние годы все больше распространяется мода на подстриженные под елку кипарисы, магнолии и падубы (дерево, резные листья которого служат рождественским символом на Западе). Небольшие деревья этих пород обычно продаются в кадках с землей, чтобы после Рождества их владельцы могли посадить их рядом с домом.
Первый рынок рождественских елок родился в 1851 году в Нью-Йорке. Фермер Марк Карр считается основателем этой отрасли экономики. У Карра были проблемы с финансами, он пытался продать принадлежащий ему участок леса, но покупателей не находилось, так как лес был еловым, а елки еще не выросли до необходимых размеров. Тогда Карр запряг двух волов в сани, наполненные свежесрубленными елочками, и повез их продавать в Нью-Йорк. Примерно 15 лет он был "елочным королем" Нью-Йорка, но постепенно сдал позиции под напором многочисленных конкурентов. Уже к 1900 году, каждая пятая американская семья наряжала елку на Рождество. В начале 1920-х годов этот обычай стал общепринятым - елку не украшали лишь адепты нехристианских религий.
Елочный бизнес стал особенно распространен во время Великой Депрессии - беспрецедентного экономического кризиса 1920-1930-х годов. Из-за нехватки денег у муниципалитетов и компаний, фермеры, выращивающие елки, не могли продавать вечнозеленые деревья для садов и скверов и, поэтому, рубили их в канун рождественских праздников. Специально выращенные елки были более популярными, поскольку обладали более густой хвоей и более правильными формами, чем дикорастущие. В 2001 году американские фермеры, выращивающие елки только с целью продажи во время рождественских праздников, заработали почти 500 миллионов долларов, что на 18% больше по сравнению с 2000 годом.