"Теневые помещики" контролируют до 70% аграрного сектора Украины [ Редагувати ]

Правительство Украины выступает категорически против продления моратория на продажу земли сельхозназначения, действие которого заканчивается 1 января 2005 года. Об этом заявил вице-премьер Иван Кириленко на совместном заседании коллегии Госкомзема и Минагрополитики.
На обсуждение "земельного вопроса" в бывшей сельхозакадемии собрался весь аграрный бомонд. Общий вывод участников дискуссии - "земля должна стать товаром". Но есть и те, кто предлагает продлить мораторий на куплю-продажу. Его срок истекает уже в нынешнем году. Главный аргумент сторонников моратория - крестьяне к торговле черноземами пока не готовы. Противники говорят, что крестьяне не при чем, легализации процесса купли-продажи боятся в первую очередь "теневики", которые скупают землю уже сейчас - только подпольно. По оценкам специалистов, "теневые помещики" контролируют сегодня от 50 до 70 процентов аграрного сектора. Но этот не тот эффективный собственник, прихода которого ждали авторы аграрной реформы. Земля зачастую лежит мертвым грузом.
Анатолий Даниленко, председатель Госкомзема: "Мораторій не дає можливості знайти власника, і землі не використовуються. До 2005 треба прийняти закони, щоб створити передумови для зняття мораторію".
Иван Кириленко, вице-премьер-министр Украины: "Зважаючи на те, як ідуть закони в Верховній Раді, коли температура підвищується, ще в такий рік, це буде важко. Але ми повинні зрозуміти, що, затягуючи цей процес, ми заморожуємо наш потенціал".
Пока в Киеве только готовились продавать землю, В селе Вита-Почтовая, в нескольких десятках километров от столицы, все крестьянские наделы уже выкупили. Несмотря на то, что почва здесь болотистая и не слишком плодородная, её владельцы получали почти по 500 доларов за сотку. Продавали, разумеется нелегально. Механизм простой - землю оформляли через дарственную или бессрочную аренду. Например, пенсионерка Галина Липях оформила свой пай на незнакомого мужчину. Говорит, что денег обрабатывать полученный надел все равно нет, да и на болоте ничего особенного не вырастишь.
"Тут вовчки, половина картоплі виростає, її ж ніхто не купить. І болото - вода аж сюди до хати в мене тече, та для чого та земля?"
"Один человек скупает"/
"Ну, розкрали все, приходять, скуповують вже давно, а гроші в державу не йдуть".
Скорее всего, землю купили, чтобы позже продать, но уже дороже. Политики как один говорят, что спекулировать национальным достоянием недопустимо. Но пока законодатели придумали только одно средство против спекулянтов: больше 100 гектаров в одни руки не давать. Для поиска других средств у депутатов осталось не так уж много времени - до 2005 года.