Патриарший визит [ Редагувати ]

Начало многодневного визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину обошлось без сюрпризов. Все в пределах ожиданий: и радость прихожан УПЦ (МП), и возмущение правых радикалов, и роль темы единой поместной церкви.
В "православном Иерусалиме"
Первый визит нового главы РПЦ в Украину впечатляет своим размахом. За десять дней своего турне патриарх Кирилл планирует как можно ближе познакомиться не с "заграницей", как он сам подчеркивает, а с "канонической территорией Русской православной церкви". Помимо двух дней в "православном Иерусалиме" – украинской столице – высокий гость побывает как на территориях, где очень сильны позиции Московского патриархата (в Донецкой области и Крыму), так и на менее лояльном Западе (впрочем, последним пунктом путешествия числится Почаевская лавра – местный оплот российского православия). Главная же цель "пастырско-дипломатического" визита, по словам самого Кирилла, - "вместе помолиться с украинским народом".
Первый этап совместных молитв было запланировано провести в Киеве 27-28 июля, приурочив его к ежегодным торжествам по случаю Дня крещения Руси. За два дня в Киеве патриарх успел принять участие в нескольких богослужениях, провести первую в истории украинскую "выездную коллегию" Священного синода и пообщаться с некоторыми власть имущими. И "духовная", и "светская" части программы выполнялись вполне успешно.
Начало патриаршего визита проходило в полном соответствии с первоначальными ожиданиями. Прибыв в Киев, по собственным словам, как паломник, глава Русской православной церкви максимальное внимание в своих речах уделял необходимости объединения как в частностях (перед "лицом" кризиса), так и в целом – во имя "развития мира, цивилизации, общества". Но, как и следовало ожидать, "киевского чуда" - полномасштабного слияния всех и вся в едином порыве водночасье не случилось. И иллюстрацией высот и глубин "взаимопонимания" стали столкновения между сторонниками и противниками приезда патриарха.
То, что визит не сможет пройти в благостно мирной обстановке, было ясно заранее. Само положение дел в украинском православии, разделенном на несколько ветвей, способствовало этому. Накануне турне главы РПЦ широкое распространение получила информация о том, что "националисты готовят провокации". Представители праворадикальных политических и общественных организаций не скрывали, что приезд московского гостя не вызывает у них никакого энтузиазма, и что подобное отсутствие вдохновения будет презентовано публике. Правда, в свою очередь, и они опасались провокаций со стороны идеологических противников.
Вопреки ожиданиям некоторых российских медиа, незадолго до старта патриаршего визита допускавших, что он может быть сорван, первые мероприятия прошли без особых эксцессов. Обещанное противостояние (помимо одного силового инцидента с участием нагаек) быстро приобрело характер соревнования транспарантов и лозунгов. "Братские народы – единая церковь" против "Украина – каноническая территория Киевского патриархата", "У Украины один патриарх – Кирилл" против "Геть московского попа!" - "мать городов русских" встретила высокого визитера не только восторгом прихожан, но и логичным плюрализмом как пикетов, так и крестных ходов – свою литургию в честь Владимира-крестителя провела и Украинская православная церковь Киевского патриархата. В любом случае, ожидать полномасштабного воссоединения всех украинских православных в честь визита московского патриарха не приходилось – слишком глубоки существующие разногласия. С другой стороны, знаковость этого визита никто отрицать не рисковал. Хотя, судя по всему, оптимисты могли ее и переоценить.
Единение с оговорками
Судя по ходу, обстоятельствам и риторике киевского этапа, украинское турне московского патриарха имеет скорее ознакомительно-установочный характер. Легко понять предсказуемое желание познакомиться со столь многочисленной паствой (из двадцати девяти с лишним тысяч приходов РПЦ "доля" УПЦ (МП) составляет свыше одиннадцати тысяч) и "проинспектировать" привычную сферу влияния, не слишком устойчивую даже с учетом "каноничности". Так же легко понять и нежелание касаться во время триумфального посещения некоторых болезненных вопросов, вроде снятия анафемы с Ивана Мазепы (хотя и в УПЦ (МП) хватает сторонников этого тренда). Впрочем, вопрос "дальнейшей судьбы" гетмана интересующиеся должны поднимать отдельно, а дежурный камень преткновения – то самое объединение усилий и помыслов – лежит на поверхности.
Очевидно, что основной проблемой украинского православия являются его раскол и отсутствие единой точки зрения по поводу того, что с этим расколом делать дальше. Как известно, мейнстрим-версии развития возможного сценария две. Первая, полностью соответствующая генеральной линии РПЦ, - покаяние "раскольников" из Киевского патриархата и их возвращение в лоно истинного православия. Вторая, находящая понимание у нынешнего главы украинского государства, - создание единой поместной украинской православной церкви, максимально независимой от Москвы. Но, неоднократно публично декларируя то, что сложившееся на сегодня положение дел определенно далеко от нормы, сторонники обоих сценариев не спешат искать консенсус. И не исключено, что с приходом к власти нового главы Русской православной церкви ситуация не изменится. Во всяком случае, пока заявленное стремление патриарха к единению, похоже, не рассчитано на значительный круг заинтересованных лиц.
Накануне своего визита в Киев Кирилл неоднократно упоминал о необходимости максимального размежевания церкви и политикума (видя в проблемах украинского православия отголосок именно политической борьбы). Но даже с подобными "околополитическими" оппонентами, по мнению патриарха, можно вести диалог: "Но даже этим людям я хочу сейчас сказать: давайте вместе думать, работать и молиться, если вы люди верующие, чтобы сохранить единство украинского народа", - отметил предстоятель РПЦ. Схожее стремление незадолго до приезда высокого гостя высказал и глава Украинской православной церкви Киевского патриархата. Отметив, что будущий приезд московского гостя носит сугубо политический характер, Филарет, тем не менее, в своем обращении предложил встречу "с целью поиска конструктивных путей преодоления церковного раскола и создания в Украине единой поместной православной церкви". Понимания у потенциальных партнеров по переговорному процессу подобное намерение, как и можно было ожидать, не нашло – патриарх Московский и всея Руси отдельно оговорил, что встречи "ни с кем, кроме тех людей, которые определены программой визита", не запланированы. Сеанс совместных размышлений, работы и молитвы отложился сам собой. За вразумление "раскольников" нужно помолиться – и только. Впрочем, в перечне обязательных собеседников числился другой сторонник "единой и поместной" – Виктор Ющенко.
Подробности конфиденциальной беседы лидера русского православия и украинского президента остались неизвестны, но их заявления "на публику" целиком и полностью соответствуют ожиданиям. Глава государства в очередной раз напомнил о том, что "самое большое стремление украинского народа — жить в единой поместной православной церкви". Гость тоже недалеко ушел от предсказуемого сценария. "Эта церковь, господин президент, существует. Есть поместная церковь в Украине. Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины", - подчеркнул Кирилл роль УПЦ (МП). На следующий же день подобная позиция была заочно подвергнута сомнению. "Если говорят, что в Украине есть единая православная поместная церковь - то это неправда. Когда Кирилл говорил, что в Украине есть Православная поместная церковь, то он говорил о российской церкви", - прояснил церковную геополитику патриарх Филарет. Пресловутого единения не случилось, стороны просто торжественно подчеркнули, что каждая стоит на своем – презентация намерений прошла успешно. Да и маловероятно, что кто-либо ждал иного развития событий.
Предположения оптимистов (например, Виктора Януковича) по поводу того, что первый же визит главы РПЦ сможет поставить точку в многолетнем противостоянии ветвей украинского православия, как и следовало ожидать, остаются всего лишь предположениями. С одной стороны, раскол – не гордиев узел, и разрубить его одним махом крайне затруднительно. С другой – с запасом объединяющих факторов у всех сторон конфликта, как не сложилось, так и упорно не складывается. А посему, основным пунктом повестки визита, вероятнее всего, будет числиться ознакомление архиерея с "подшефными" территориями и, вероятно, оценка масштабов возможного влияния – и не факт, что только религиозного. Ибо, чтобы ни говорил патриарх Кирилл о необходимости размежевания религии и политики, пока дело с этим обстоит неважно – как в Украине, так и в России. А в канун президентских выборов нелишне вспомнить, какую роль церковь (и декларируемое ею единение) может сыграть в кампании.