Иммиграция в страны Западной Европы: так ли страшна реальность? [ Редагувати ]
Многие считают панические прогнозы преувеличенными
За два месяца до официального расширения Европейского Союза Великобритания и Ирландия преподнесли неприятный сюрприз десяти странам-кандидатам. Один за другим Лондон и Дублин объявили о ряде мер, направленных на ограничение притока рабочей силы из этих государств после 1 мая, когда Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония станут полноправными членами ЕС. Три недели спустя такое же решение приняла Швеция - последняя из старых членов Союза, чей рынок труда оставался открытым для выходцев из новых государств-партнеров.
Выступая в Палате общин, министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт сообщил, что граждане этих государств, которые в соответствии с действующими в ЕС правилами отныне смогут беспрепятственно обосноваться в любой из 25 стран Союза, будут на протяжении как минимум двух лет лишены права получать социальные пособия. Более того, они утратят право проживания в Великобритании, если окажутся неспособными обеспечивать себя и им придется в таком случае вернуться домой.
Именно таким образом Лондон намерен бороться с явлением, которое Д. Бланкетт назвал социальным туризмом. С технической точки зрения контроль будет обеспечиваться благодаря специальному регистру, в который занесут данные о месте работы вновь прибывших и о работодателе.
Нельзя сказать, что решения, принятые Лондоном и Дублином, стали по-настоящему неожиданными. Великобритания и Ирландия оставались одними из немногих старых членов ЕС, не выторговавших себе во время переговоров с государствами-кандидатами особого переходного режима длительностью до 7 лет, чтобы защитить свои рынки труда от возможного наплыва рабочей силы. Так поступили, например, Германия, Франция, Италия, Австрия, которые получили право ограничивать и регулировать этот приток.
Введение Лондоном и Дублином ограничительных мер, к слову, намного более либеральных, чем у их партнеров, или даже полумер, как называет их оппозиция, стали следствием волны панических настроений, овладевших частью общества. Эти ожившие в последние месяцы страхи серьезно беспокоят Европейскую Комиссию, считающую, что они во многом необоснованны.
В Брюсселе полагают, что эти настроения не в последнюю очередь стали результатом отсутствия серьезного обсуждения общественностью проблем, связанных с расширением ЕС, и разъяснительной работы политических кругов.
Выступая в Европейском Парламенте, член Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген заявил: "Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что только сейчас, когда на часах без пяти двенадцать, началась подлинная дискуссия о расширении ЕС, и эта тема заняла первое место и на страницах газет, и в умах".
Насколько на самом деле обоснованы все панические прогнозы? Ряд серьезных исследований говорит о том, что они сильно преувеличены.
Согласно недавно опубликованному докладу, подготовленному Европейской Комиссией и Европейским фондом за улучшение условий жизни и труда, даже в случае снятия всех ограничений в течение ближайших пяти лет миграционный поток из десяти стран-новичков составит в целом около 1 процента трудоспособного населения ЕС, насчитывающего 25 членов, - примерно 220 тысяч иммигрантов в год. Напомним в связи с этим, что общая численность населения Европейского Союза составит после 1 мая 450 миллионов человек. Для сравнения: сейчас в ЕС ежегодно прибывает 1,5 миллиона иммигрантов из третьих стран.
К тому же опыт свидетельствует, что после приема новых членов поток иммигрантов из них имеет скорее тенденцию к сокращению, чем к расширению. Примером тому может служить Испания, которая при вступлении в ЕС имела разрыв в уровне жизни с ведущими странами Союза, сравнимый с существующим сейчас, скажем, у Словакии. Число иммигрантов из Испании упало со 120 тысяч в момент подачи заявки на вступление в ЕС в конце 1970-х годов до 2-3 тысяч после ее приема.
То же исследование показало, что усиление эмиграции из стран Центральной и Восточной Европы может, наоборот, оказаться полезным для ЕС. По оценке его авторов, желание эмигрировать в этих странах выражают от 2 до 3 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Треть из них - студенты, четверть - имеют высшее образование. Новые страны-члены принесут нам высококвалифицированные людские ресурсы, считает член Европейской Комиссии Маргот Вальстрем.
Одновременно появился доклад Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Из него явствует, что приток в ЕС иммигрантов из 10 новых стран-членов вообще имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2003 году он уменьшился на 22 процента по сравнению с предыдущим годом.
Наконец, сторонники снятия ограничений приводят еще один аргумент: это уже не первая волна страхов, раздуваемая евроскептиками. В 1986 году то же самое говорилось о предполагаемом катастрофическом наплыве иммигрантов из присоединившихся в тот год к ЕС Португалии и Испании. Тогда был введен семилетний переходный период для свободного перемещения рабочей силы. Однако улучшение экономического положения этих двух стран оказалось настолько быстрым, что все ограничительные меры были отменены до его завершения.