Зов бездны [ Редагувати ]

Закаленные спелеологи из России и Украины прокладывают и прорывают дорогу к пещерному гран-при: мифической 2 000-метровой отметке.
В прошлом году не нашлось доброжелателей, которые приветствовали бы 11 российских и украинских спелеологов, вышедших из пещеры Крубера (Грузия) и вошедших в историю. За двенадцать дней до этого события, когда команда в последний раз стояла здесь на горном массиве Арабика, они видели холодные и неприступные горы. Теперь бушевала снежная буря, и единственным, что встретило команду, стал ожесточенный ветер и сокрушающее понимание, что без помощи с вертолета в ближайшее время они должны будут отказаться от своей затеи. Сделав короткую паузу для проведения разведки, группа, - которая провела почти две недели, спускаясь по узким влажным коридорам и взрывая засоренные галькой проходы, чтобы проникнуть глубже в землю, чем это кому-нибудь удавалось до них, - начала поход через снега по пояс, направляясь к линии деревьев. На полпути пошла лавина, накрыв шедшего впереди Анатолия Повжакало, который недавно отметил свое 18-летие в пещере. Команда извлекла его из завала невредимым.
Сегодня этот эпизод - горькая метафора жизни Общества исследования пещер Cavex и Украинской спелеологической ассоциации (УКСА), элитной объединенной команды, в которой любовь к суровому холоду, палаточной жизни и темноте являются требованиями для входа в ее состав, и экспедиции которой, как и ежедневная жизнь в бывших советских республиках состоит из одних проблем.
Однако несмотря на - или, возможно, из-за таких злоключений, 30 членов Cavex'а во главе с 45-летним Александром Климчуком являются одними из самых квалифицированных исследователей глубоких пещер на планете и неоспоримыми лидерами всемирного соревнования за достижение спелеологического эквивалента 2 000 метров под землей. И хотя рекордное 1 710-метровое проникновение команды в пещеру Крубера в январе прошлого года очень приблизило их к желанной отметке, оно было всего лишь частью одной экспедиции в восьмилетнем проекте, окрещенного «Зов бездны». В январе этого года увлечение глубиной приведет их в малоисследованную пещеру Скалярево Брезно в словенских Альпах, где зимний холод в очередной раз уменьшит опасность внезапного прорыва подземных вод, и где взрывы блокированных проходов приведут их к праматери всех глубоких пещерных галерей.
Когда мужчины и женщины из Cavex и УКСА пройдут 2 000-метровую отметку - а очень немногие сомневаются, что им это удастся, - основатель обеих групп и президент Cavex, скорее всего, окажется первым человеком ниже решающей линии. «Мои ожидания довольно высоки; у нас собралась по-настоящему сильная команда, - говорит он. - Мой жизненный опыт говорит, что если есть очень сильное желание, цель обычно достигается». Уроженец Одессы Климчук, старший научный сотрудник Национальной академии наук Украины, провел большую часть своей жизни под землей. Как и спортсмены бывшего Восточного Блока, обучавшиеся в учебных лагерях времен холодной войны, многие из членов общества, включая его 26-летнего сына Олега, рабочего-строителя, и 44-летнего киевлянина Николая Соловьева, впервые спустились под землю в возрасте пяти лет. После десяти лет обучения молодые исследователи (а большинство из них занялось спелеологией в двадцатилетнем возрасте) овладели сложнейшими методами вертикального спуска, включая спасательные работы в пещерах, спуск в связке, проникновение в пещеру, каменоломные работы, научный отбор образцов и взрывные работы. (Расширение проходов с помощью пороховых зарядов, хотя и вызывает нарекания защитников природы, по-прежнему остается общепринятой практикой во всем мире.) Теперь, когда собрались все звезды главных спелеологических лиг мира, у них есть все шансы на покорение решающей подземной глубины.
«Совокупность подготовки, навыков, технического опыта и трудностей материально-технического снабжения делает спуск в 2 000-метровую пещерой сродни попытке покорения Эвереста, - говорит Хейзел Бартон, микробиолог из Колорадского университета и член правления Huntsville, основанного в штате Алабама Национального спелеологического общества. - Эта длительная подземная экспедиция потребует большого умственного напряжения».
Как и 8 000-метровые вершины, глубокие пещеры - обычно их глубина превышает 1 000 метров, - сосредоточены в небольших, плохо доступных географических областях. Кроме Центральной Азии, многие из них находятся в итальянских и австрийских Альпах, южной Мексике и Испании. Кроме того, как и в Гималаях, серьезные физические трудности зимних экспедиций в эти глубины делают их недоступными для всех, кроме горстки тренированных и организованных людей. Поскольку «покорение» пещер растягивается на неделю, когда термометр близок к замораживанию, на преодоление каменных ловушек идет больше мощных - и тщательно размещенных - взрывчатых веществ, когда галереи сужаются в «грудной компрессор» и становится трудно дышать. Пока в команде «Зова пропасти» нет погибших или серьезно пострадавших, но стойкость и компетентность, необходимые для похода в глубокие пещеры, геометрически возрастают с каждым шагом. И поскольку такие вылазки занимают дни и недели и включают подземные ночевки в окружении каменных стен, солидарность команды и доверие - самые важные требования.
Не вызывает удивления, что поклонников этого вида спорта мало. Первый рекорд, 140 метров, был установлен в 1723 году инженером, известным просто как Найджел, в нынешней Чешской республике. Этот рекорд продержался более 200 лет, пока французские спелеологи не спустились ниже 500 метров в 1944 году. С тех пор темп подземных исследований ускорился: отметка 1 000 метров была достигнута в 1956, а 1 500 метров - в 1983. Однако прогресс за последние два десятилетия измерялся все меньшими и меньшими приростами, обычно менее 20 метров за одну экспедицию.
Так продолжалось, пока команда «Зова бездны» - возможно, черпая вдохновение в никотине сильных русских сигарет, - поставила новый рекорд, углубившись в пещеру Крубера на более чем 80 метров. Теперь, в первые недели января, команда Cavex займется горным массивом Канин в словенских Альпах, области известняковых провалов и осыпей, которые они разведывали с 1996 года. Получая финансирование от киевской строительной фирмы «Паритет», команда спустится в пещеру Скалярево Брезно на 900 метров и начнет прорыв через нагромождения валунов. Они также надеются найти еще одну рекордную галерею.
Если Брезно окажется неглубокой, Климчук и организаторы «Зова бездны» уже назначили несколько летних экспедиций в пещеру Крубера и горный массив Аладаглар в Турции, где они планируют провести испытания качества воды в подземных реках. Но спелеологи, известные своим суеверием, отказываются гадать о том, окупятся ли эти попытки для «Зова бездны». «Открыто обсуждать глубину - очень плохая примета, - говорит Юрий Касьян. - Если Вы полагаете, что побьете рекорд и берете с собой слишком много оборудования, пещера испугается и остановит вас». Но мы можем предположить, что с этими спелеологами такого никогда не произойдет.
Перевод - ForUm